Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

чт, 04/04/2024 - 10:59

04.04.2024г.

Конспект логопедического занятия

«Домашние животные»

Учитель – логопед Афанасьева Юлия Викторовна

Цели: уточнить представления о домашних животных. Активизировать и расширить словарь по теме, закрепить обобщающее понятие «домашние животные».  Закрепить навык образования множественного числа имен существительных. Закрепить навык практического употребления существительных единственного и множественного числа в дательном и родительном падежах с предлогом.  Развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие. Развивать графо-моторные навыки.  Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением. 

Оборудование: игрушки домашних животных, ферма; шарики су-джок на каждого ребенка; цветные и простые карандаши.

Ход занятия
1.Организационный момент. 
2.Игра «Кто пропал?». 
3.Игра «Один-много». 
4.Пальчиковая гимнастика с элементами массажа
5.Игра «Малыш идет к кому?». 
6.Физкультминутка. Игра «Изобрази». 
7.Игра «Обведи». 
8.Итог занятия. 

01.04.2024г.

Артикуляционная гимнастика

Учитель-логопед Петрова И.В.

Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения. Цель гимнастики - формирование укладов органов артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности и переключения органов, отработки определённых положений губ, языка, необходимых для правильного произношения всех звуков. Научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

29.03.2024г.

Игры с интерактивной игрушкой «Умная пчела»

Учитель-логопед Петрова И.В.

Игры помогают детям не только в развитии интеллектуальных и творческих способностей и в освоении азов программирования, но и научится преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты, совершать волевые усилия в процессе знакомства с моральными правилами и нормами поведения в обществе. Например: использую игровое поле (тематический коврик) «Животные жарких стран» для ознакомления детей с животными их детёнышами. Можно устроить соревнование «Кто быстрее поможет другу, найдёт друзей»; предлагаю детям игровые ситуации. А также задания по развитию грамматических категорий. 

01.03.2024г.

Коррекционно-развивающее занятие по теме «Мебель»

Учитель-логопед Ошкина Н.А.

Цель: расширение и углубление представлений о мебели, её назначении, деталях и частях, материалах из которых она сделана.

Задачи: образовательные: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Мебель»; совершенствование грамматического строя
развивающие: развивать диалогическую речь; развивать зрительное внимание, мышление, общую и тонкую моторику;
воспитательные: воспитывать культуру общения и поведения на занятиях; формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

 Логопедическое занятие: «Звук И»

Учитель – логопед  Афанасьева Юлия Викторовна

Цели: познакомить детей с понятием «звук»; Учить детей выделять на слух и в произношении звука И в начале слова; Познакомить с правильной артикуляцией звука И; Развитие умения менять высоту голоса, формирование длительного ротового выдоха; Совершенствование фонематического восприятия, внимания и памяти.

Оборудование: кукла, картинки с изображением девочки Иры, Инны, ива, иглы, иволга; зеркала.

Ход занятия.
1.Оргмомент.
2.Знакомство с понятием «звук».
3.Знакомство со звуком И.
4.Уточнение артикуляции звука И.
5.Динамическая пауза.
6.Игра «Чего не стало?».
7.Артикуляционная гимнастика.
8.Итог.

09.02.2024г.

Речевые игры на автоматизацию поставленных звуков 

«Грамматические лупы» 

Учитель-логопед Галкина Татьяна Леонидовна    

Используя такие лупы на индивидуальных занятиях с детьми,  решается много задач по формированию грамматического строя речи, параллельно с автоматизацией звуков в речи детей, таким образом, мы используем в своей работе принцип многозадачности!
Игра «Скажи ласково»

Цель: Закреплять умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов.
Игра «Чего нет?»

Цель: Закреплять формы родительного падежа существительных
Игра «Один - много»

Цель: Закреплять образование существительных во множественном числе. Учить детей правильному употреблению родительного падежа множественного числа имен существительных.
Игра «Веселый счет»

Цель: Закреплять в речи детей согласования существительных с числительными «3-5». Развитие ловкости, быстроты реакции.

02.02.2024г.

Коррекционно-развивающая игра 

«Собери стаканчики» 

игра на ловкость рук и остроту глаза

Учитель-логопед Галкина Татьяна Леонидовна    

Цель: расставить стаканчики по цветам так, как указано на карточке с заданиями.

Задачи: развитие зрительно-моторной координации движений, концентрация внимания и зрительного восприятия, развитие ловкости и быстроты реакции, развитие мышления, умение собирать по заданному образцу.

10.01.2024г.

Речевое развитие

«Домашние животные и их детеныши» 

Учитель-логопед Федоренко О.Б.

Цели: 1.Уточнить представления о домашних животных.  2.Активизировать и расширять словарь по теме, закрепить обобщающее понятие «домашние животные». 
3.Закреплять навык практического употребления существительных единственного и множественного числа в творительном и родительном падежах без предлога и с предлогом.  4.Развивать связную речь и навык составления простых описательных рассказов.  5.Развивать фонематический слух и слоговую структуру слова. 6.Развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие.  7.Развить общую моторику, координацию речи с движением. 

Оборудование: демонстрационный материал для доски, фигурки домашних животных по числу детей, колпачки для отстукивания слогов в словах и ритма на каждого ребенка, карандаши, логопедические тетради для занятий с детьми 5-6 лет с ОНР К.Е. Бухарина. 

10.01.2024г.

Автоматизация звуков в игре «Адреса»

Учитель-логопед Петрова И.В.

При автоматизации звуков у детей очень важно сделать эту работу увлекательной и интересной для ребёнка, а не монотонной и обыденной. Из моей практики могу сделать вывод, что детям очень нравится не только произносить слова, но и совершать при этом какие-то действия: покрутить что-то, нажимать на кнопочки, двигаться по дорожке. Очень понравилась моим детям игра «Адреса». В игре автоматизируются поставленные звуки, а также развивается пространственное восприятие, логическое мышление.
Игру можно проводить на индивидуальных, на подгрупповых занятиях, в свободное время со всеми детьми.

09.01.2024г.

Коррекционно-развивающее занятие по грамоте «Звук и буква К»

в подготовительной группе «Фантазеры А»

Учитель-логопед Першина И.В.

Цели: продолжать учить различать   звуки [к] и [к’] в слогах, словах, предложениях и знакомство с буквой К.  

Задачи: Учить дифференцировать заданные звуки на слух; Определять место звука в слове (начало, середина, конец); Развивать фонематический слух и фонематическое представление; Воспроизведение и чтение звуковых рядов из двух звуков; Анализ звукового ряда из двух звуков; Развивать память, внимание, мышление; Воспитывать умение слушать словесные инструкции и выполнять задания по ним.

28.12.2023г.

Коррекционно-развивающее занятие по теме

«Одежда» в подготовительной группе 

Учитель-логопед Ошкина Н.А.

Цель: формирование представлений об одежде, её назначении.

Задачи: образовательные: уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Одежда»; закрепить понятия: мужская, женская, верхняя, нижняя, праздничная, летняя, зимняя, повседневная; совершенствовать грамматический строй речи;
развивающие: развивать диалогическую речь; развивать зрительное внимание, мышление, общую и тонкую моторику;
воспитательные: воспитывать культуру общения и поведения на занятиях; формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

27.12.2023г.

Коррекционно-развивающее занятие 

по теме «Дикие и домашние животные»

Учитель-логопед Галкина Татьяна Леонидовна    

Цель: Формирование навыка дифференциации диких и домашних животных

Задачи: Расширять, уточнять и обогащать словарный запас по лексической теме; Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных с суффиксами -онок, -енок, -ат, -ят). Упражнять в употреблении существительных, обозначающих части тела животных. Развивать зрительное восприятие, внимание и память.

25.12.2023г.

Игры на мелкую моторику

Учитель - логопед Габриэлян Лусине Романовна 

Мелкая моторика играет важную роль в развитии детей в детском саду. Ее основная цель - развитие координации движений, улучшение моторики рук, пальцев и глаз, а также развитие сенсорики. Эти навыки необходимы для успешного освоения письма, чтения, арифметики и других учебных предметов. Кроме того, развитие мелкой моторики способствует формированию навыков самообслуживания, таких как одевание, распаковка еды, использование столовых приборов и т.д. Занятия на мелкую моторику также способствуют развитию внимания, концентрации и усидчивости у детей. Они учат детей терпению, настойчивости и целеустремленности, что является важным аспектом их общего развития. В дополнении к этому, игры на мелкую моторику способствуют развитию творческого мышления, воображения и фантазии у детей. Они учат детей решать задачи, находить нестандартные подходы к решению проблем и развивать свою индивидуальность. Таким образом, мелкая моторика в детском саду имеет целый ряд задач и целей, направленных на всестороннее развитие детей и подготовку их к успешной учебе в Мелкая моторика играет важную роль в развитии детей в детском саду. Ее основная цель - развитие координации движений, улучшение моторики рук, пальцев и глаз, а также развитие сенсорики. Эти навыки необходимы для успешного освоения письма, чтения, арифметики и других учебных предметов. Кроме того, развитие мелкой моторики способствует формированию навыков самообслуживания, таких как одевание, распаковка еды, использование столовых приборов и т.д. Занятия на мелкую моторику также способствуют развитию внимания, концентрации и усидчивости у детей. Они учат детей терпению, настойчивости и целеустремленности, что является важным аспектом их общего развития. В дополнение к этому, игры на мелкую моторику способствуют развитию творческого мышления, воображения и фантазии у детей. Они учат детей решать задачи, находить нестандартные подходы к решению проблем и развивать свою индивидуальность. Таким образом, мелкая моторика в детском саду имеет целый ряд задач и целей, направленных на всестороннее развитие детей и подготовку их к успешной учебе в школе и взрослой жизни. 

20.12.2023г.

Дорожка-балансир в логопедической практике

Учитель – логопед  Афанасьева Юлия Викторовна

Использование современного оборудования в ДОУ становится неотъемлемой частью образовательного процесса в дошкольном образовании. Оно делает образовательный и коррекционно-развивающий процесс в том числе интересным, способствует решению коррекционных задач, помогает логопеду получать от занятий большую эффективность.
В своей работе я активно применяю различное оборудование на занятиях, с целью осуществления коррекционно-развивающей работы по разным направлениям. Используя нейротренажер доску – балансир, разработанную по методикам Эммы Пиклер и Марии Монтессори, я преследую многие цели, реализации которых успешно добиваюсь в своей практике:
осуществлять запуск речи у неговорящих детей;
автоматизировать поставленные звуки;
корректировать слоговую структуру слова;
развивать пространственное восприятие;
стимулировать развитие мозжечка;
вызывать эмоциональный отклик у ребенка.


 

01.12.2023г.

Зачем нужна артикуляционная гимнастика для детей.

Учитель - логопед Габриэлян Лусине Романовна

Артикуляционная гимнастика в детском саду имеет несколько целей и задач. Во-первых, она помогает развить у детей правильное произношение звуков и формирование речи. Это особенно важно в возрасте дошкольников, когда формируется основа для дальнейшего развития речи. Во-вторых, артикуляционная гимнастика способствует развитию моторики речевого аппарата у детей. Это помогает им лучше контролировать свои артикуляционные органы и улучшает координацию движений при произношении звуков. Третья цель артикуляционной гимнастики в детском саду - это подготовка детей к обучению грамоте. Правильное произношение звуков и развитие речевой моторики помогают детям легче осваивать навыки чтения и письма. Кроме того, артикуляционная гимнастика способствует развитию слухового восприятия у детей, улучшает их артикуляцию и дикцию, что важно для ясного и четкого выражения мыслей. Таким образом, артикуляционная гимнастика в детском саду имеет целью не только коррекцию произношения, но и комплексное развитие речевых навыков у детей, что является важным элементом подготовки к школьному обучению.

«Су-Джок терапия - как средство повышения  эффективности коррекционной работы логопеда детского сада»

Учитель - логопед Габриэлян Лусине Романовна

Статистика последних десятилетий показывает неуклонный рост числа детей с серьезными нарушениями в речевом развитии. Современные дети поздно начинают говорить, их речь бедна и примитивна. Такая негативная тенденция прослеживается не только в нашей стране, но и во всем мире. Нарушение речи отрицательно сказывается на развитии личности ребенка в целом. Такие дети, как правило, замкнуты, необщительны, зажаты, и в дальнейшем имеют серьезные трудности в освоении школьной программы. Поэтому так важно вовремя выявить и оказать качественную помощь детям-логопатам. 
Современные логопеды накопили огромный опыт в работе по коррекции различных речевых патологий. Важным и актуальным аспектом современной логопедической службы является применение в своей работе инновационных и нетрадиционных технологий, которые оптимизируют процесс коррекции, повышают его результативность и привлекательность для детей. Одной из таких технологий, которые я активно использую, является Су-Джок терапия («су» - кисть, «джок» - стопа). Это высокоэффективная, безопасная в применении терапия, последнее достижение восточной медицины, разработанная южно-корейским профессором Пак Чжи Ву. Кисти и стопы являются, по мнению самого автора системы Су-Джок, «пультами дистанционного управления» здоровьем человека. Эти лечебные системы функционируют, как своего рода маленькие клиники, естественным образом излечивающие болезни тела». 
Я применяю Су-Джок массажеры в виде шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с веселыми упражнениями и играми. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажными колечками - пальцы рук. 
Актуальность применения Су-Джок массажеров в коррекционной работе логопеда детского сада заключается не только в повышении мотивации и интереса детей к занятиям, но и оказании благотворного влияния на развитие мелкой моторики пальцев рук, что на прямую влияет на развитие речи детей. Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. 
Очень важными достоинствами Су-Джок терапии являются ее абсолютная безопасность, высокая эффективность, универсальность, простота применения и доступность. Данной технологией легко могут овладеть как педагоги детского сада, так и родители воспитанников для дальнейших занятий с детьми дома.

03.11.2023г.

«Моторное планирование»

Учитель – логопед  Афанасьева Юлия Викторовна

Речь – это очень сложный и многоплановый процесс, это не только система звуков, но и система сложнейших движений, жестов, выразительных движений чувствительнейших аппаратов. Именно отсутствие хотя бы зачатков речи в самом широком смысле этого слова, т.е. умения сделать знак, ввести вспомогательное психологическое средство, которое повсеместно отличает человеческое поведение и человеческую культуру, кладет грань между обезьяной и самым примитивным человеком.
Моторное планирование находится между идеей и совершением действий. Есть автоматические движения, которые не требуют моторного планирования и совершаются привычным способом. Моторное же планирование появляется тогда, когда появляется новая задача, когда нужно использовать новый инструмент, когда необходимо в жизни сделать что-то неосвоенное, непривычное.

Моторное планирование – это наиболее сложная форма функционирования нервной системы детей. Поскольку планирование требует произвольного внимания, оно тесно связано с когнитивными функциями. При планировании требуется произвольное внимание, которое делает мозг способным создавать сообщения для мышц и отправлять их в необходимой последовательности.

Младенец поднимает погремушку, кладет ложку в рот, переползает через порог. Вы можете отметить, что, выполняя эти движения впервые, малыш не спешит, каждый шаг совершает медленно – он использует моторное планирование. Затем, когда ребенок доводит до автоматизма свои действия, это входит в привычку, формируя алгоритмы действия. Т.е. , когда действие происходит под контролем это и есть моторное планирование, а когда делаются действия на автомате, как робот или человек на конвейере, то это уже привычка или сформированный навык.
Таким образом, можно сказать, что моторное планирование – мостик между сенсомоторной и интеллектуальной функциями мозга. Оно зависит от сенсорной интеграции, которая осуществляется стволом мозга и другими нервными структурами. Мозг «говорит» мышцам, что нужно делать, а ощущения от рецепторов тела (обратная связь) делают мозг способными делать это.

Исследователи отмечают, что у большинства детей с различными речевыми нарушениями и аутизмом есть дефицит моторного планирования. И именно в этом корень всех бед во многих случаях отставания в развитии. Но как же оно может быть плохо развито, если у малыша дома куча развивающих игрушек для развития мелкой моторики, есть и пирамидки, и шнуровки, и бусы для нанизывания? В чем ответ?
Когда ребенок уже наизусть знает эту свою единственную пирамидку, много раз ее собирает, даже быстро собирает на радость всем взрослым, – это не новое действие! Здесь нет моторного планирования! Когда он играет в одну и ту же шнуровку – это тоже не моторное планирование, а уже почти навык. Ведь такая игрушка уже не является для него новой, она привычная! Когда он видит много дней одни и те же карточки, с которыми взрослый производит одни и те же действия, здесь тоже нет моторного планирования! А именно моторное планирование обеспечивает развивающее действие упражнений.

Итак, какой же вывод можно сделать?
1. Не важен сам факт выполнения упражнений для развития мелкой моторики, важно, какие упражнения мы делаем с ребенком и как.
2. Главный принцип проведения упражнений и игр для развития мелкой моторики такой: если у ребенка это движение быстро и легко получается, то мы его быстро делаем, пропускаем и идем дальше. А вот если упражнение не получается? Тогда мы останавливаемся на нем и отрабатываем данное движение до тех пор, пока движения не станут получаться легко, просто, быстро, красиво, четко.
3. Нужно делать такие комплексы сложных для ребенка упражнений и игр регулярно до полного освоения, то есть каждый день (по 4-5 минут).

01.11.2023г.

Знакомство с буквой А.

Учитель-логопед Першина Ирина Васильевна

Цель: познакомить детей со звуком А, буквой А.

Задачи: Упражнять в правильном, чётком произношении гласного звука А. Развивать фонематический  и речевой слух. Подбирать слова на заданный звук А. Упражнять в определении звука в слове в трёх позициях. Развивать произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, мышление
 

02.10.2023г.

Диагностика нарушений речи у детей дошкольного возраста.

Учитель – логопед Афанасьева Юлия Викторовна

Педагогическая диагностика насчитывается столько же лет, сколько и вся педагогическая деятельность. 
Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития. 
Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленности коррекции.
Что включает в себя логопедическое обследование?
Каждый ребенок обследуется по таким параметрам: мелкая моторика; артикуляционная моторика; пространственная ориентировка; звукопроизношения; фонематические процессы; словарный запас; грамматический строй речи; связная речь;
Все полученные данные помогают логопеду понять причину нарушения и спланировать свою работу так, чтобы максимально помочь ребенку.
По результатам диагностики логопед делает заключение о состоянии речи ребёнка. По показаниям планируется план работы по индивидуальной программе, учитывающей его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности и составленной на основе разработанных логопедических программ.

Роль сказок в развитии речи ребёнка 

Учитель – логопед Афанасьева Юлия Викторовна

«Сказка – это духовное богатство народной культуры, 
познавая которое, ребенок познает сердцем родной народ. 
Без сказки – живой, яркой, овладевшей сознанием
 и чувствами ребенка, невозможно представить 
детское мышление, детскую речь, как определенную 
ступень человеческого мышления и речи».
В.А. Сухомлинский

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

06.09.2023г.

«Дидактические игры по формированию пространственных представлений у детей с ОВЗ
с использованием Сетем – технологий»

Учитель-логопед Ошкина Н.А., 

Цель: повысить эффективность коррекционно - логопедической работы с использованием СТЕМ - технологий, которые обеспечивают создание пространственных образов, мышления в терминах изображений и оперирование с ними в процессе решения речевых задач. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

07.08.2023г.

Речевая игра 

«Волшебная лупа» с использованием пособия Л. Филипповой

Учитель-логопед Петрова Ирина Викторовна

Цель: автоматизация поставленных звуков. 

Задачи: Расширять и активизировать словарный запас детей; развивать умение согласовывать местоимения «мой», «моя», «моё»,  «мои». упражнять в образовании формы родительного падежа единственного числа.

03.07.2023г.

«Автоматизация звуков Ш,Ж»

Учитель-логопед Петрова Ирина Викторовна

Автоматизация звуков с помощью пособия Логогородок проходит очень интересно. Дети с увлечением автоматизируют и дифференцируют звуки, определяют количество звуков в слове, формируется грамматический строй и связная речь. 

01.06.2023г.

Конспект логопедического занятия:

«Знакомство с буквой Щ и звуком [Щ]»

Учитель – логопед Афанасьева Юлия Викторовна

Цель: познакомить с характеристикой звука [Щ], с буквой Щ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

 

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по теме

«Животные жарких стран»

Учитель – логопед Афанасьева Юлия Викторовна

Цель: создание условий для актуализации знаний детей о животных жарких стран. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

15.05.2023г.

Игра 

«Составь и прочитай предложение»

Учитель-логопед Петрова И.В.

Задачи: воспитывать любовь к чтению и грамматике,  чувство товарищества, желание прийти на помощь другим; закрепить знания об особенностях гласных и согласных звуков;  развивать умение составлять предложения из заданных слов;  совершенствовать умение читать.


 

«Буква мягкий знак»

Учитель-логопед Петрова И.В.

Цель: познакомить детей с буквой «ь». Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных. Научиться обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака в конце слов.

Задачи: познакомить с фонетической функцией буквы «ь»; развивать умение анализировать предложение, составлять его схему; совершенствовать умение проводить звуко-буквенный анализ слов; закреплять навык печатного написания изученных букв; познакомить с написанием печатной буквы «ь»; совершенствовать навыки чтения.

02.05.2023г.

Моторное планирование при коррекции звукопроизношения

«Движение может заменить лекарство – но, ни одно лекарство не заменит движения» Ж.Тассо
 
Дети с речевыми нарушениями, как правило, имеют поражение или дисфункцию разных мозговых областей. В процессе дальнейшего развития головного мозга у детей возникают трудности в обучении. Поэтому детям с нарушением речевого развития, необходимо работать не только с «головой», но и всем телом.
В основе успешного освоения навыков, которыми мы овладеваем в течение жизни, лежит двигательное планирование. Когда мы учимся выполнять какое-то движение и прикладываем определенные усилия, контроль осуществляют премоторная кора лобной доли и мозжечок (составляющие вместе латеральную систему). Эта работа и есть моторное планирование, на языке нейропсихологии это явление называется ПРАКСИС. Умение говорить и писать это тоже навык, который формируется в движении, точнее в умении планировать движения. Говоря научным языком, нейронная связь, отвечающая за верное произнесение того или иного звука, должна быть настолько крепкой, чтобы мозг мог выполнять параллельно другую задачу, не «отвлекаясь» и не теряя этот навык. Если будет порядок и согласованность действий в крупной и мелкой моторики, то и с речью, её построением, формулированием мыслей проблем не будет.
Цель автоматизации звуков в движении - использование ребенком поставленного звука в бытовых условиях, а именно доведение звука до автоматизма в свободной речи, уход от «кабинетной речи». Моторная программа строится по принципу «от простого к сложному» и принципу «системности». Мы переходим к автоматизации звука в движении только тогда, когда без дополнительной нагрузки и зрительной опоры ребенок может сделать артикуляционные упражнения или произнести звук легко. 
Этап дифференциации звуков происходит быстрее и эффективнее, если работа строится с применением моторной программы. Ведь во время произнесения звуков идет подкрепление позы языка движениями рук или всего тела. Например, дифференцируя звуки с-ш, дети, называя слог, показывают руками позу языка (вверх-низ), что существенно ускоряет процесс развития и коррекции звукопроизношения.
Данный подход значительно ускоряют процесс введения в речь закрепляемых звуков, благоприятно воздействуют на мозговые структуры, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю, способствуют развитию познавательных процессов, пространственной ориентации, зрительно-моторной координации, улучшают сенсомоторный контроль и делают занятие по автоматизации звуков более интересным и продуктивным.

          

14.04.2023г.

Конспект логопедического занятия

«Буква Я»

Цели: Познакомить с буквой Я.

Задачи: Ознакомление с графическим образом буквы Я; Четкое произнесение и характеристика звука {Йа}.Совершенствование навыков звуко – слогового анализа и синтеза;
Определение позиции звука в слове; Закрепление представлений о мягкости  согласных;

Оборудование: предметные картинки с буквой Я, деревянные буквы, звуко-слоговые схемы слов, карточки со слогами или слоговые таблицы, магнитные кассы букв, карандаши, куклы-звуковички, листы для графического диктанта.

Ход занятия
1.Организационный момент. 
2.Слова буквой Я.
3.Игра «Поймай звук в ладошки»
4.Игра «Да – нет»
5.Игра «Измени слово»
6.Физминутка
7.Игра «Звукобуквенный анализ слова»
8.Игра «Составь слово»
9.Пальчиковая гимнастика
10.Графический диктант «Буква Я»
11.Итог занятия.

03.04.2023г.

Конспект логопедического занятия

«Знакомство с буквой Ш и звуком [Ш]»

Учитель – логопед Афанасьева Юлия Викторовна

Цели: Закрепить правильное произношение звука [Ш], познакомить с буквой Ш.

Задачи:1.Закрепить правильное произношение звука [Ш]. 2.Упражнять в определении наличия/отсутствия звука [Ш] в словах, в определении позиции звука [Ш] в слове (в начале, в середине, в конце). 3.Продолжать обучение звукослоговому анализу и синтезу. 4.Формировать понятие «согласный, твердый, глухой звук». 5.Формировать навыки чтения и письма. 6.Развивать слуховое внимание, память, речь, координацию речи с движением. 7.Воспитывать положительную установку на участие в занятии, усидчивость, самостоятельность.

Оборудование: предметные картинки, маркер согласного, твердого, звонкого звука, деревянные буквы, звуко-слоговые схемы слов, карточки со слогами или слоговые таблицы, магнитные кассы букв, тетради, карандаши, куклы-звуковички.

Ход занятия
1.Организационный момент. 
2.Характеристика звука [Ш] со Слышем и Буковкой.
3.Определение позиции звука [Ш] в слове.
4.Определение слогов в слове.
5.Физминутка.
6.Выполнение письменных заданий в рабочей тетради.
7.Игра «Звукобуквенный анализ слова».
8.Игра «Составь слово».
9.Итог занятия.


 

14.03.2023г.

Автоматизация звуков в движении

Учитель – логопед Афанасьева Юлия Викторовна

Как известно, непременным условием полноценного развития ребенка являются движения. Ребенок должен постоянно двигаться. Так он лучше развивается не только физически, но и психически. Ребенок лучше воспринимает и лучше запоминает.
Занятия с логопедом чаще носят пассивный характер.
Автоматизация звукопроизношения в некоторых случаях требует длительного времени. И зачастую ребенок устает, теряет интерес. А если нет интереса и мотивации, то процесс автоматизации длится еще дольше.
Есть несколько правил автоматизации звуков в движении:
звук должен быть поставлен;
закреплен изолированно;
ребенок должен произносить звук правильно без зрительной опоры и поиска артикуляционной позы;
наличие пространства. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

01.03.2023г.

Учитель – логопед Афанасьева Юлия Викторовна

Конспект логопедического занятия: «Звук и буква С»

Цели: формирование фонематического восприятия, закрепить знания детей о звуке С. Читать далее

01.03.2023г.

Учитель-логопед Афанасьева Юлия Викторовна

Дети с нарушениями речи почти всегда имеют в своём арсенале такую проблему, как упорное отсутствие каких-то звуков в словах. Причем звук может быть поставлен и даже неплохо выговариваться изолированно или даже в отдельных словах, да только толку, если ребёнок всё равно заменяет его на привычное неправильное произношение?
Традиционные логопедические занятия по автоматизации произношения предполагают действенные, но довольно скучные методы - повторение большого количества слов и предложений с нужным звуком. Это хорошая практика, но далеко не всем детям интересны такого рода занятия. Особенно трудно с теми, у кого тяжелые нарушения речи. Такие ребята не любят говорить и избегают словесных заданий.
В этом случае на выручку приходят игровые занятия по автоматизации звуков. Большая часть внимания ребёнка отвлекается на игровую составляющую. В игре дети с большим удовольствием выполняют инструкция, множество раз  повторяют необходимый материал, а занятие с логопедом становятся одними из самых любимых.

13.02.2023г.

Работа с предлогами на логопедических занятиях с детьми ЗПР 6 лет для развития и уточнения пространственных представлений и предупреждения аграмматизмов

Задачи: формирование представлений о смысловой значимости предлогов, формирование навыка правильного употребления предлогов, формирование представления о предлоге как отдельном слове, развивать и уточнять пространственные представления, перемещать различные предметы в пространстве, определять расположение предмета относительно другого .

Игры: Игра «Что – куда» по демонстрации действия. Что куда положили?  Игра «Где – что» по картинкам. Где сидит жучок?

07.02.2023г.

Дидактическая игра 

"Собери букву"

Очень важная, полезная, интересная игра для детей.

Она решает сразу несколько задач: позволяет лучше усвоить образ буквы; закрепляет умение подбирать слова на заданный звук;
помогает автоматизировать отрабатываемый звук; развивает пространственные представления.

Дидактическая игра представляет из себя набор букв алфавита, которые необходимо собирать  по шаблону в виде пазла.
Задача ребёнка собрать пазла и получить загаданную букву. Запомнить как она выглядит и называется. Для закрепления назвать слова которые начинаются с этой буквы, они нарисованы в каждом элементе. 

03.02.2023г.

Конспект логопедического занятия: «Звук и буква Б»

Учитель – логопед  Афанасьева Юлия Викторовна

Цели: Формирование фонематического восприятия, знакомство с буквой Б. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

17.01.2023г.

«Советы логопеда!»

Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.

Советы логопеда, которые способствуют правильному развитию речи ваших детей: 1.Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
 

09.12.2022г.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, как правило, они испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком дома. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

14.11.2022г.

Знакомство с буквой Д.

учитель-логопед Петрова И.В.

Цель: познакомить детей со звуком Д, буквой Д.

Задачи: упражнять в правильном, чётком произношении согласного звука Д. Развивать фонематический  и речевой слух.
Упражнять в чтении по слоговой таблице, чтении слов. Совершенствовать навыки детей в проведении звуко-буквенного анализа.  Упражнять в определении звука в слове в трёх позициях. Развивать произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, мышление. Воспитывать интерес к чтению, родному языку. читать далее


    

Автоматизация звука Р

Учитель-логопед Петрова И.В.

При автоматизации звуков у детей очень важно сделать эту работу увлекательной и интересной для ребёнка, а не монотонной и обыденной. Из моей практики могу сделать вывод, что детям очень нравится не только произносить слова, но и совершать при этом какие-то действия: покрутить что-то, нажимать на кнопочки, двигаться по дорожке. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

7 СОВЕТОВ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ

0–1 ГОДА И 1–3 ГОДА

Если ребенок в 2-2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов, это обычно вызывает тревогу родителей.  Читать далее
 

17.10.2022г.

Советы логопеда

Когда следует обратиться к логопеду?

Проблема обращения к такому специалисту, как детский логопед, встаёт пред каждой мамой с малышом 2 – 6 лет – в период активного становления его речи. Ситуация осложняется тем, что логопед в детском саду, куда ходит ребёнок, не всегда доступен, а возрастные проблемы с речью встречаются практически у каждого ребёнка и требуют консультации со специалистом. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
 

14.09.2022г.

Подготовила учитель-логопед Рудакова Н.В.

«Речевое развитие детей 4 – 5 лет»

Характерные особенности развития речи детей 4 – 5 лет

1. Фразовая речь ребенка усложняется, становится разнообразней, правильнее, богаче. 2. Активный и пассивный словарный запас непрерывно увеличивается. 3. Предложения усложняются, состоят уже из 5-6 слов.  4. В речи ребенок использует предлоги и союзы, сложноподчененные и сложносочиненные предложения.  ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

05.09.2022г.

Консультация для родителей от учителя-логопеда

Общие рекомендации родителями по развитию речи детей 2-3 летнего возраста

Малышу уже хочется знать много-много и возможностей для этого у него становится больше. Одно – два объяснения взрослых и ребёнок уже запомнил новое слово. Начинается время вопросов, ответы на которые содержат много информации, а значит и много разных слов. Старайтесь не перегружать малыша информацией, иначе всё может смешаться и не запомниться, может пропасть интерес к узнаванию нового. Фразы - объяснения должны быть короткие и информативные. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

01.08.2022г.

Конспект фронтального занятия

«Дифференциация звуков Р и Л»

Цель: дифференциация  звуков Р и Л.

Задачи: коррекционно-образовательные: сравнение, различение и правильное произношение звуков Р Л на материале слов;
совершенствование навыков звукового анализа и синтеза одно-, двух- и трехсложных слов; понимание предложно-падежных конструкций; развитие фонематического восприятия. ЧИТАТЬ  ДАЛЕЕ

 

08.07.2022г.

Конспект логопедического подгруппового занятия

Тема: «Дифференциация звуков Р-Рь»

Капитан Врунгель выбирает лучшего игрока и вручает ему ларец. Дети открывают его и находят там конфеты и подарки. Врунгель благодарит детей за помощь. Дети уходят в группу, чтобы угостить своих друзей. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

04.07.2022г.

"Консультация для родителей в летней период"

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно
помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться. Поэтому прислушайтесь к моим рекомендациям: ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

15.06.2022г.

Консультация на тему:

«Как помочь ребёнку с проблемами в развитии»

«Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняется не рука, а мозг, в начале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов» Н.А. Бернштейн

Сегодня число детей с проблемами развития нервной системы заметно растёт. Самая частая причина проблем – повреждение ЦНС во время беременности или родов. Как помочь ребёнку? ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

14.06.2022г.

Конспект  интегрированного занятия на тему:

«ВОЛШЕБНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕС»

Подготовила учитель-логопед Ошкина Н.А.

Коррекционно – образовательные цели.  Закрепить с детьми знания, полученные по темам: «Лето», «Гласные звуки А, У, И, О», «Дикие животные». Учить придумывать слова на заданный звук.  ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

13.06.2022г.

«Игры на развитие фонематического слуха»

Подготовила учитель-логопед Рудакова Н.В.

Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.

Логопед показывает картинки: кукушка, пчела, медведь, еж, волк, вода, пила, птица. Дети называют эти картинки.  Материал: магнитофон, аудиозапись со звуками. Логопед включает аудиозапись со звуками. Дети должны услышать и назвать, кому они принадлежат. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

06.06.2022г.

Рекомендации родителям от учителя-логопеда на летний период

Подготовила учитель-логопед Рудакова Н.В.

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Консультация для родителей

«Вот и наступило лето»

Вот и наступило лето. Это прекрасная пора для игр и развлечений, но когда отдых несет в себе и развитие – он становится еще полезнее.
Лето – это масса времени для непринужденных бесед и занятий с ребенком на свежем воздухе. Большинство семей имеют дачные участки, многие выезжают в отпуска, кто-то остается в городе, но у всех есть возможность гулять с детьми, играть с ними на природе. Важно организовать с детьми игры – полезные для развития, расширяющие кругозор и знания ребенка об окружающей красоте природы. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

 

   

16.05.2022г.

Консультация 

"Игры с пуговицами  в коррекционной работе учителя-логопеда"

Учитель-логопед Ошкина Н.А.

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев... Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее». В.А.Сухомлинский. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ


 

13.05.2022г.

Сценарий конкурса чтецов старших  коррекционных групп.

День Победы

Учитель-логопед Петрова И.В. и Афанасьева Ю.В.

Цель: воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

12.05.2022г.

Конспект игровой ситуации

«Насекомые»

Учитель-логопед Петрова И.В.

Задачи: расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому что. Продолжать учить составлять небольшой рассказ по серии картин. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
 

12.05.2022г.

Дифференциация изолированных звуков С и З

Учитель-логопед Рудакова Н.В.

Задачи: развитие фонематических функций. Развитие умения дифференцировать изолированные звуки С и З артикуляторно и акустически. Развитие зрительного внимания, зрительного восприятия, мышления. Развитие кистевого и пальцевого праксиса. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

11.05.2022г.

«Использование интеллектуального интерактивного робота «Емеля» при формировании связной речи у детей с ОВЗ»

Опыт работы учителя-логопеда Першиной И.В. и учителя-дефектолога Михно А.В. 

Цели: Развивать связную речь у детей с ОВЗ с помощью компьютерных технологий. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
 

06.05.2022г.

Тематическое занятие с использованием мультимедиа

 «День победы»

Учитель-логопед Рудакова Н.В. и Учитель-дефектолог Михно А.В.

Как прекрасно жить на свете, когда ярко светит солнышко, летают птицы, когда небо над головой чистое и голубое.
А нас с вами окружают только добрые, хорошие и честные люди.
Только так было не всегда…

Смотреть текст далее

Смотреть презентацию 

 

Апрель 2022г.

Артикуляционная гимнастика.

Учитель-логопед Ошкина Н.А.

Цель: ознакомление родителей с понятием артикуляционная гимнастика. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ 

Апрель 2022г.

Играем пальчиками развиваем речь

Учитель-логопед Рудакова Н.В.

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений пальцев рук. Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

            

Апрель 2022г.

Чтение слогов

Учитель - логопед Петрова И.В.

Цели: закрепить умение различать гласные и согласные звуки, читать слоги; развивать внимание, фонематический слух; обеспечить условия для воспитания положительного интереса к чтению. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Цель: заучить стихотворение "Космонавт" В. Степанова посредством мнемотаблицы. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ 

01.04.2022г.

"Скоро в школу развиваем речь"

Учитель-логопед Ошкина Н.А.

Для того чтобы ваш ребенок чувствовал себя в школе комфортно, не испытывал особых затруднений в общении со сверстниками и взрослыми, у него должна быть достаточно сформирована и развита речь. Приведенные ниже упражнения помогут вам в этом. читать далее

17.03.2022г.

Тематические занятия для группы компенсирующей направленности 

Учитель - логопед Петрова И.В.

Целью развития дыхания является выработка длительной  воздушной струи, тренировка умения рационального расходовать запас воздуха во время речи. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ 

 

Цель: Сформировать и углубить представление детей о посуде, её назначении. Расширять словарный запас детей, обогащать речь детей прилагательными. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

16.03.2022г.

Конспект фонетико-фонематического занятия в старшей группе компенсирующей направленности
Тема: "Звуки [К] - [КЬ] "

Учитель-логопед Афанасьева Ю.В.

Коррекционно-образовательные цели. Познакомить со звуками [К]-[КЬ]. Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков [КЬ] - [К]; закрепить понимание мягкости согласных; обучать делению слов на слоги и составлению слоговых схем, формировать умение договаривать предложения по картинкам. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

16.03.2022г.

Конспект по развитию воздушной струи 

Учитель-логопед Афанасьева Ю.В.

Ветер все сильнее, вьюга начинается. Упражнение на формирование направленной воздушной струи “ВЬЮГА”, используя стаканы с пенопластом и трубочки для коктейля. Дуть в течение 6 секунд, выполнить 3 раза. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

14.02.2022г.

Учитель-логопед Петрова И.В.

"Су-джок терапия" 

Цель: скорректировать речевые нарушения с помощью использования массажного мяча. 

Задачи:  сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей; развивать сложные координированные движения руки; активизация словаря и совершенствование лексико-грамматических категорий. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

«ПРИСТАВОЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ»

Подготовила: Учитель-логопед Афанасьева Юлия Викторовна

Цель: Учить детей дифференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки и общую основу ехать, учить самостоятельно подбирать по смыслу нужный приставочный глагол. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ 

«Гласные и согласные звуки»

учитель-логопед Афанасьева Юлия Викторовна

Цели: закрепить умение различать гласные и согласные звуки.

Задачи:  Закрепление произношения гласных звуков.  Дифференциация гласных и согласных звуков.  Развитие фонематического слуха, чувства ритма.  Научить выделять гласный звук в середине односложных слов. Развивать графические умения и навыки.  Продолжать обучению звуко-буквенному анализу и синтезу.  Чтение слогов и слов.  Развивать память и внимание.  ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

18.01.2022г.

Учитель-логопед Петрова И.В. 

«День рождение Снеговика»

Цель: Создать условия для формирования у детей подготовительной группы знаний о снеге и «искусственном снеге», их свойствах посредством исследовательской деятельности. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ 

18.01.2022г.

Тема Звуки "Б -БЬ"

Учитель-логопед Афанасьева Ю.В.

Цель: учить детей выделять (на слух и произносительное) звук Б в начале слов. 

Задачи: Учить определять наличие (либо отсутствие) звука Б в словах, подбирать слова со звуком Б с наглядной опорой и без таковой (по памяти и с учетом рифмы). Учить различать твердый и мягкий звуки Б. Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память детей. Формирование графо-моторных навыков. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

17.01.2022г.

Автоматизация звука [Ш]  в  слогах и словах.

Подготовила учитель-логопед Петрова И.В.

Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.

Задачи: Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звука [Ш]. Учить чётко произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях. Развивать фонематическое восприятие. Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Совершенствовать навыки анализа и синтеза слов. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ