УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД
04.04.2024г.
Конспект логопедического занятия
«Домашние животные»
Учитель – логопед Афанасьева Юлия Викторовна
Цели: уточнить представления о домашних животных. Активизировать и расширить словарь по теме, закрепить обобщающее понятие «домашние животные». Закрепить навык образования множественного числа имен существительных. Закрепить навык практического употребления существительных единственного и множественного числа в дательном и родительном падежах с предлогом. Развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие. Развивать графо-моторные навыки. Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением.
Оборудование: игрушки домашних животных, ферма; шарики су-джок на каждого ребенка; цветные и простые карандаши.
Ход занятия
1.Организационный момент.
2.Игра «Кто пропал?».
3.Игра «Один-много».
4.Пальчиковая гимнастика с элементами массажа
5.Игра «Малыш идет к кому?».
6.Физкультминутка. Игра «Изобрази».
7.Игра «Обведи».
8.Итог занятия.
01.04.2024г.
Артикуляционная гимнастика
Учитель-логопед Петрова И.В.
Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения. Цель гимнастики - формирование укладов органов артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности и переключения органов, отработки определённых положений губ, языка, необходимых для правильного произношения всех звуков. Научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.
29.03.2024г.
Игры с интерактивной игрушкой «Умная пчела»
Учитель-логопед Петрова И.В.
Игры помогают детям не только в развитии интеллектуальных и творческих способностей и в освоении азов программирования, но и научится преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты, совершать волевые усилия в процессе знакомства с моральными правилами и нормами поведения в обществе. Например: использую игровое поле (тематический коврик) «Животные жарких стран» для ознакомления детей с животными их детёнышами. Можно устроить соревнование «Кто быстрее поможет другу, найдёт друзей»; предлагаю детям игровые ситуации. А также задания по развитию грамматических категорий.
01.03.2024г.
Коррекционно-развивающее занятие по теме «Мебель»
Учитель-логопед Ошкина Н.А.
Цель: расширение и углубление представлений о мебели, её назначении, деталях и частях, материалах из которых она сделана.
Задачи: образовательные: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Мебель»; совершенствование грамматического строя
развивающие: развивать диалогическую речь; развивать зрительное внимание, мышление, общую и тонкую моторику;
воспитательные: воспитывать культуру общения и поведения на занятиях; формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
Логопедическое занятие: «Звук И»
Учитель – логопед Афанасьева Юлия Викторовна
Цели: познакомить детей с понятием «звук»; Учить детей выделять на слух и в произношении звука И в начале слова; Познакомить с правильной артикуляцией звука И; Развитие умения менять высоту голоса, формирование длительного ротового выдоха; Совершенствование фонематического восприятия, внимания и памяти.
Оборудование: кукла, картинки с изображением девочки Иры, Инны, ива, иглы, иволга; зеркала.
Ход занятия.
1.Оргмомент.
2.Знакомство с понятием «звук».
3.Знакомство со звуком И.
4.Уточнение артикуляции звука И.
5.Динамическая пауза.
6.Игра «Чего не стало?».
7.Артикуляционная гимнастика.
8.Итог.
09.02.2024г.
Речевые игры на автоматизацию поставленных звуков
«Грамматические лупы»
Учитель-логопед Галкина Татьяна Леонидовна
Используя такие лупы на индивидуальных занятиях с детьми, решается много задач по формированию грамматического строя речи, параллельно с автоматизацией звуков в речи детей, таким образом, мы используем в своей работе принцип многозадачности!
Игра «Скажи ласково»
Цель: Закреплять умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов.
Игра «Чего нет?»
Цель: Закреплять формы родительного падежа существительных
Игра «Один - много»
Цель: Закреплять образование существительных во множественном числе. Учить детей правильному употреблению родительного падежа множественного числа имен существительных.
Игра «Веселый счет»
Цель: Закреплять в речи детей согласования существительных с числительными «3-5». Развитие ловкости, быстроты реакции.
02.02.2024г.
Коррекционно-развивающая игра
«Собери стаканчики»
игра на ловкость рук и остроту глаза
Учитель-логопед Галкина Татьяна Леонидовна
Цель: расставить стаканчики по цветам так, как указано на карточке с заданиями.
Задачи: развитие зрительно-моторной координации движений, концентрация внимания и зрительного восприятия, развитие ловкости и быстроты реакции, развитие мышления, умение собирать по заданному образцу.
10.01.2024г.
Речевое развитие
«Домашние животные и их детеныши»
Учитель-логопед Федоренко О.Б.
Цели: 1.Уточнить представления о домашних животных. 2.Активизировать и расширять словарь по теме, закрепить обобщающее понятие «домашние животные».
3.Закреплять навык практического употребления существительных единственного и множественного числа в творительном и родительном падежах без предлога и с предлогом. 4.Развивать связную речь и навык составления простых описательных рассказов. 5.Развивать фонематический слух и слоговую структуру слова. 6.Развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие. 7.Развить общую моторику, координацию речи с движением.
Оборудование: демонстрационный материал для доски, фигурки домашних животных по числу детей, колпачки для отстукивания слогов в словах и ритма на каждого ребенка, карандаши, логопедические тетради для занятий с детьми 5-6 лет с ОНР К.Е. Бухарина.
10.01.2024г.
Автоматизация звуков в игре «Адреса»
Учитель-логопед Петрова И.В.
При автоматизации звуков у детей очень важно сделать эту работу увлекательной и интересной для ребёнка, а не монотонной и обыденной. Из моей практики могу сделать вывод, что детям очень нравится не только произносить слова, но и совершать при этом какие-то действия: покрутить что-то, нажимать на кнопочки, двигаться по дорожке. Очень понравилась моим детям игра «Адреса». В игре автоматизируются поставленные звуки, а также развивается пространственное восприятие, логическое мышление.
Игру можно проводить на индивидуальных, на подгрупповых занятиях, в свободное время со всеми детьми.
09.01.2024г.
Коррекционно-развивающее занятие по грамоте «Звук и буква К»
в подготовительной группе «Фантазеры А»
Учитель-логопед Першина И.В.
Цели: продолжать учить различать звуки [к] и [к’] в слогах, словах, предложениях и знакомство с буквой К.
Задачи: Учить дифференцировать заданные звуки на слух; Определять место звука в слове (начало, середина, конец); Развивать фонематический слух и фонематическое представление; Воспроизведение и чтение звуковых рядов из двух звуков; Анализ звукового ряда из двух звуков; Развивать память, внимание, мышление; Воспитывать умение слушать словесные инструкции и выполнять задания по ним.
28.12.2023г.
Коррекционно-развивающее занятие по теме
«Одежда» в подготовительной группе
Учитель-логопед Ошкина Н.А.
Цель: формирование представлений об одежде, её назначении.
Задачи: образовательные: уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Одежда»; закрепить понятия: мужская, женская, верхняя, нижняя, праздничная, летняя, зимняя, повседневная; совершенствовать грамматический строй речи;
развивающие: развивать диалогическую речь; развивать зрительное внимание, мышление, общую и тонкую моторику;
воспитательные: воспитывать культуру общения и поведения на занятиях; формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
27.12.2023г.
Коррекционно-развивающее занятие
по теме «Дикие и домашние животные»
Учитель-логопед Галкина Татьяна Леонидовна
Цель: Формирование навыка дифференциации диких и домашних животных
Задачи: Расширять, уточнять и обогащать словарный запас по лексической теме; Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных с суффиксами -онок, -енок, -ат, -ят). Упражнять в употреблении существительных, обозначающих части тела животных. Развивать зрительное восприятие, внимание и память.
25.12.2023г.
Игры на мелкую моторику
Учитель - логопед Габриэлян Лусине Романовна
Мелкая моторика играет важную роль в развитии детей в детском саду. Ее основная цель - развитие координации движений, улучшение моторики рук, пальцев и глаз, а также развитие сенсорики. Эти навыки необходимы для успешного освоения письма, чтения, арифметики и других учебных предметов. Кроме того, развитие мелкой моторики способствует формированию навыков самообслуживания, таких как одевание, распаковка еды, использование столовых приборов и т.д. Занятия на мелкую моторику также способствуют развитию внимания, концентрации и усидчивости у детей. Они учат детей терпению, настойчивости и целеустремленности, что является важным аспектом их общего развития. В дополнении к этому, игры на мелкую моторику способствуют развитию творческого мышления, воображения и фантазии у детей. Они учат детей решать задачи, находить нестандартные подходы к решению проблем и развивать свою индивидуальность. Таким образом, мелкая моторика в детском саду имеет целый ряд задач и целей, направленных на всестороннее развитие детей и подготовку их к успешной учебе в Мелкая моторика играет важную роль в развитии детей в детском саду. Ее основная цель - развитие координации движений, улучшение моторики рук, пальцев и глаз, а также развитие сенсорики. Эти навыки необходимы для успешного освоения письма, чтения, арифметики и других учебных предметов. Кроме того, развитие мелкой моторики способствует формированию навыков самообслуживания, таких как одевание, распаковка еды, использование столовых приборов и т.д. Занятия на мелкую моторику также способствуют развитию внимания, концентрации и усидчивости у детей. Они учат детей терпению, настойчивости и целеустремленности, что является важным аспектом их общего развития. В дополнение к этому, игры на мелкую моторику способствуют развитию творческого мышления, воображения и фантазии у детей. Они учат детей решать задачи, находить нестандартные подходы к решению проблем и развивать свою индивидуальность. Таким образом, мелкая моторика в детском саду имеет целый ряд задач и целей, направленных на всестороннее развитие детей и подготовку их к успешной учебе в школе и взрослой жизни.
20.12.2023г.
Дорожка-балансир в логопедической практике
Учитель – логопед Афанасьева Юлия Викторовна
Использование современного оборудования в ДОУ становится неотъемлемой частью образовательного процесса в дошкольном образовании. Оно делает образовательный и коррекционно-развивающий процесс в том числе интересным, способствует решению коррекционных задач, помогает логопеду получать от занятий большую эффективность.
В своей работе я активно применяю различное оборудование на занятиях, с целью осуществления коррекционно-развивающей работы по разным направлениям. Используя нейротренажер доску – балансир, разработанную по методикам Эммы Пиклер и Марии Монтессори, я преследую многие цели, реализации которых успешно добиваюсь в своей практике:
осуществлять запуск речи у неговорящих детей;
автоматизировать поставленные звуки;
корректировать слоговую структуру слова;
развивать пространственное восприятие;
стимулировать развитие мозжечка;
вызывать эмоциональный отклик у ребенка.
01.12.2023г.
Зачем нужна артикуляционная гимнастика для детей.
Учитель - логопед Габриэлян Лусине Романовна
Артикуляционная гимнастика в детском саду имеет несколько целей и задач. Во-первых, она помогает развить у детей правильное произношение звуков и формирование речи. Это особенно важно в возрасте дошкольников, когда формируется основа для дальнейшего развития речи. Во-вторых, артикуляционная гимнастика способствует развитию моторики речевого аппарата у детей. Это помогает им лучше контролировать свои артикуляционные органы и улучшает координацию движений при произношении звуков. Третья цель артикуляционной гимнастики в детском саду - это подготовка детей к обучению грамоте. Правильное произношение звуков и развитие речевой моторики помогают детям легче осваивать навыки чтения и письма. Кроме того, артикуляционная гимнастика способствует развитию слухового восприятия у детей, улучшает их артикуляцию и дикцию, что важно для ясного и четкого выражения мыслей. Таким образом, артикуляционная гимнастика в детском саду имеет целью не только коррекцию произношения, но и комплексное развитие речевых навыков у детей, что является важным элементом подготовки к школьному обучению.
«Су-Джок терапия - как средство повышения эффективности коррекционной работы логопеда детского сада»
Учитель - логопед Габриэлян Лусине Романовна
Статистика последних десятилетий показывает неуклонный рост числа детей с серьезными нарушениями в речевом развитии. Современные дети поздно начинают говорить, их речь бедна и примитивна. Такая негативная тенденция прослеживается не только в нашей стране, но и во всем мире. Нарушение речи отрицательно сказывается на развитии личности ребенка в целом. Такие дети, как правило, замкнуты, необщительны, зажаты, и в дальнейшем имеют серьезные трудности в освоении школьной программы. Поэтому так важно вовремя выявить и оказать качественную помощь детям-логопатам.
Современные логопеды накопили огромный опыт в работе по коррекции различных речевых патологий. Важным и актуальным аспектом современной логопедической службы является применение в своей работе инновационных и нетрадиционных технологий, которые оптимизируют процесс коррекции, повышают его результативность и привлекательность для детей. Одной из таких технологий, которые я активно использую, является Су-Джок терапия («су» - кисть, «джок» - стопа). Это высокоэффективная, безопасная в применении терапия, последнее достижение восточной медицины, разработанная южно-корейским профессором Пак Чжи Ву. Кисти и стопы являются, по мнению самого автора системы Су-Джок, «пультами дистанционного управления» здоровьем человека. Эти лечебные системы функционируют, как своего рода маленькие клиники, естественным образом излечивающие болезни тела».
Я применяю Су-Джок массажеры в виде шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с веселыми упражнениями и играми. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажными колечками - пальцы рук.
Актуальность применения Су-Джок массажеров в коррекционной работе логопеда детского сада заключается не только в повышении мотивации и интереса детей к занятиям, но и оказании благотворного влияния на развитие мелкой моторики пальцев рук, что на прямую влияет на развитие речи детей. Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук.
Очень важными достоинствами Су-Джок терапии являются ее абсолютная безопасность, высокая эффективность, универсальность, простота применения и доступность. Данной технологией легко могут овладеть как педагоги детского сада, так и родители воспитанников для дальнейших занятий с детьми дома.
03.11.2023г.
«Моторное планирование»
Учитель – логопед Афанасьева Юлия Викторовна
Речь – это очень сложный и многоплановый процесс, это не только система звуков, но и система сложнейших движений, жестов, выразительных движений чувствительнейших аппаратов. Именно отсутствие хотя бы зачатков речи в самом широком смысле этого слова, т.е. умения сделать знак, ввести вспомогательное психологическое средство, которое повсеместно отличает человеческое поведение и человеческую культуру, кладет грань между обезьяной и самым примитивным человеком.
Моторное планирование находится между идеей и совершением действий. Есть автоматические движения, которые не требуют моторного планирования и совершаются привычным способом. Моторное же планирование появляется тогда, когда появляется новая задача, когда нужно использовать новый инструмент, когда необходимо в жизни сделать что-то неосвоенное, непривычное.
Моторное планирование – это наиболее сложная форма функционирования нервной системы детей. Поскольку планирование требует произвольного внимания, оно тесно связано с когнитивными функциями. При планировании требуется произвольное внимание, которое делает мозг способным создавать сообщения для мышц и отправлять их в необходимой последовательности.
Младенец поднимает погремушку, кладет ложку в рот, переползает через порог. Вы можете отметить, что, выполняя эти движения впервые, малыш не спешит, каждый шаг совершает медленно – он использует моторное планирование. Затем, когда ребенок доводит до автоматизма свои действия, это входит в привычку, формируя алгоритмы действия. Т.е. , когда действие происходит под контролем это и есть моторное планирование, а когда делаются действия на автомате, как робот или человек на конвейере, то это уже привычка или сформированный навык.
Таким образом, можно сказать, что моторное планирование – мостик между сенсомоторной и интеллектуальной функциями мозга. Оно зависит от сенсорной интеграции, которая осуществляется стволом мозга и другими нервными структурами. Мозг «говорит» мышцам, что нужно делать, а ощущения от рецепторов тела (обратная связь) делают мозг способными делать это.
Исследователи отмечают, что у большинства детей с различными речевыми нарушениями и аутизмом есть дефицит моторного планирования. И именно в этом корень всех бед во многих случаях отставания в развитии. Но как же оно может быть плохо развито, если у малыша дома куча развивающих игрушек для развития мелкой моторики, есть и пирамидки, и шнуровки, и бусы для нанизывания? В чем ответ?
Когда ребенок уже наизусть знает эту свою единственную пирамидку, много раз ее собирает, даже быстро собирает на радость всем взрослым, – это не новое действие! Здесь нет моторного планирования! Когда он играет в одну и ту же шнуровку – это тоже не моторное планирование, а уже почти навык. Ведь такая игрушка уже не является для него новой, она привычная! Когда он видит много дней одни и те же карточки, с которыми взрослый производит одни и те же действия, здесь тоже нет моторного планирования! А именно моторное планирование обеспечивает развивающее действие упражнений.
Итак, какой же вывод можно сделать?
1. Не важен сам факт выполнения упражнений для развития мелкой моторики, важно, какие упражнения мы делаем с ребенком и как.
2. Главный принцип проведения упражнений и игр для развития мелкой моторики такой: если у ребенка это движение быстро и легко получается, то мы его быстро делаем, пропускаем и идем дальше. А вот если упражнение не получается? Тогда мы останавливаемся на нем и отрабатываем данное движение до тех пор, пока движения не станут получаться легко, просто, быстро, красиво, четко.
3. Нужно делать такие комплексы сложных для ребенка упражнений и игр регулярно до полного освоения, то есть каждый день (по 4-5 минут).
01.11.2023г.
Знакомство с буквой А.
Учитель-логопед Першина Ирина Васильевна
Цель: познакомить детей со звуком А, буквой А.
Задачи: Упражнять в правильном, чётком произношении гласного звука А. Развивать фонематический и речевой слух. Подбирать слова на заданный звук А. Упражнять в определении звука в слове в трёх позициях. Развивать произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, мышление
02.10.2023г.
Диагностика нарушений речи у детей дошкольного возраста.
Учитель – логопед Афанасьева Юлия Викторовна
Педагогическая диагностика насчитывается столько же лет, сколько и вся педагогическая деятельность.
Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития.
Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленности коррекции.
Что включает в себя логопедическое обследование?
Каждый ребенок обследуется по таким параметрам: мелкая моторика; артикуляционная моторика; пространственная ориентировка; звукопроизношения; фонематические процессы; словарный запас; грамматический строй речи; связная речь;
Все полученные данные помогают логопеду понять причину нарушения и спланировать свою работу так, чтобы максимально помочь ребенку.
По результатам диагностики логопед делает заключение о состоянии речи ребёнка. По показаниям планируется план работы по индивидуальной программе, учитывающей его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности и составленной на основе разработанных логопедических программ.
Роль сказок в развитии речи ребёнка
Учитель – логопед Афанасьева Юлия Викторовна
«Сказка – это духовное богатство народной культуры,
познавая которое, ребенок познает сердцем родной народ.
Без сказки – живой, яркой, овладевшей сознанием
и чувствами ребенка, невозможно представить
детское мышление, детскую речь, как определенную
ступень человеческого мышления и речи».
В.А. Сухомлинский
06.09.2023г.
«Дидактические игры по формированию пространственных представлений у детей с ОВЗ
с использованием Сетем – технологий»
Учитель-логопед Ошкина Н.А.,
Цель: повысить эффективность коррекционно - логопедической работы с использованием СТЕМ - технологий, которые обеспечивают создание пространственных образов, мышления в терминах изображений и оперирование с ними в процессе решения речевых задач. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
07.08.2023г.
Речевая игра
«Волшебная лупа» с использованием пособия Л. Филипповой
Учитель-логопед Петрова Ирина Викторовна
Цель: автоматизация поставленных звуков.
Задачи: Расширять и активизировать словарный запас детей; развивать умение согласовывать местоимения «мой», «моя», «моё», «мои». упражнять в образовании формы родительного падежа единственного числа.
03.07.2023г.
«Автоматизация звуков Ш,Ж»
Учитель-логопед Петрова Ирина Викторовна
Автоматизация звуков с помощью пособия Логогородок проходит очень интересно. Дети с увлечением автоматизируют и дифференцируют звуки, определяют количество звуков в слове, формируется грамматический строй и связная речь.
01.06.2023г.
Конспект логопедического занятия:
«Знакомство с буквой Щ и звуком [Щ]»
Учитель – логопед Афанасьева Юлия Викторовна
Цель: познакомить с характеристикой звука [Щ], с буквой Щ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по теме
«Животные жарких стран»
Учитель – логопед Афанасьева Юлия Викторовна
Цель: создание условий для актуализации знаний детей о животных жарких стран. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
15.05.2023г.
Игра
«Составь и прочитай предложение»
Учитель-логопед Петрова И.В.
Задачи: воспитывать любовь к чтению и грамматике, чувство товарищества, желание прийти на помощь другим; закрепить знания об особенностях гласных и согласных звуков; развивать умение составлять предложения из заданных слов; совершенствовать умение читать.
«Буква мягкий знак»
Учитель-логопед Петрова И.В.
Цель: познакомить детей с буквой «ь». Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных. Научиться обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака в конце слов.
Задачи: познакомить с фонетической функцией буквы «ь»; развивать умение анализировать предложение, составлять его схему; совершенствовать умение проводить звуко-буквенный анализ слов; закреплять навык печатного написания изученных букв; познакомить с написанием печатной буквы «ь»; совершенствовать навыки чтения.
02.05.2023г.
Моторное планирование при коррекции звукопроизношения
«Движение может заменить лекарство – но, ни одно лекарство не заменит движения» Ж.Тассо
Дети с речевыми нарушениями, как правило, имеют поражение или дисфункцию разных мозговых областей. В процессе дальнейшего развития головного мозга у детей возникают трудности в обучении. Поэтому детям с нарушением речевого развития, необходимо работать не только с «головой», но и всем телом.
В основе успешного освоения навыков, которыми мы овладеваем в течение жизни, лежит двигательное планирование. Когда мы учимся выполнять какое-то движение и прикладываем определенные усилия, контроль осуществляют премоторная кора лобной доли и мозжечок (составляющие вместе латеральную систему). Эта работа и есть моторное планирование, на языке нейропсихологии это явление называется ПРАКСИС. Умение говорить и писать это тоже навык, который формируется в движении, точнее в умении планировать движения. Говоря научным языком, нейронная связь, отвечающая за верное произнесение того или иного звука, должна быть настолько крепкой, чтобы мозг мог выполнять параллельно другую задачу, не «отвлекаясь» и не теряя этот навык. Если будет порядок и согласованность действий в крупной и мелкой моторики, то и с речью, её построением, формулированием мыслей проблем не будет.
Цель автоматизации звуков в движении - использование ребенком поставленного звука в бытовых условиях, а именно доведение звука до автоматизма в свободной речи, уход от «кабинетной речи». Моторная программа строится по принципу «от простого к сложному» и принципу «системности». Мы переходим к автоматизации звука в движении только тогда, когда без дополнительной нагрузки и зрительной опоры ребенок может сделать артикуляционные упражнения или произнести звук легко.
Этап дифференциации звуков происходит быстрее и эффективнее, если работа строится с применением моторной программы. Ведь во время произнесения звуков идет подкрепление позы языка движениями рук или всего тела. Например, дифференцируя звуки с-ш, дети, называя слог, показывают руками позу языка (вверх-низ), что существенно ускоряет процесс развития и коррекции звукопроизношения.
Данный подход значительно ускоряют процесс введения в речь закрепляемых звуков, благоприятно воздействуют на мозговые структуры, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю, способствуют развитию познавательных процессов, пространственной ориентации, зрительно-моторной координации, улучшают сенсомоторный контроль и делают занятие по автоматизации звуков более интересным и продуктивным.
14.04.2023г.
Конспект логопедического занятия
«Буква Я»
Цели: Познакомить с буквой Я.
Задачи: Ознакомление с графическим образом буквы Я; Четкое произнесение и характеристика звука {Йа}.Совершенствование навыков звуко – слогового анализа и синтеза;
Определение позиции звука в слове; Закрепление представлений о мягкости согласных;
Оборудование: предметные картинки с буквой Я, деревянные буквы, звуко-слоговые схемы слов, карточки со слогами или слоговые таблицы, магнитные кассы букв, карандаши, куклы-звуковички, листы для графического диктанта.
Ход занятия
1.Организационный момент.
2.Слова буквой Я.
3.Игра «Поймай звук в ладошки»
4.Игра «Да – нет»
5.Игра «Измени слово»
6.Физминутка
7.Игра «Звукобуквенный анализ слова»
8.Игра «Составь слово»
9.Пальчиковая гимнастика
10.Графический диктант «Буква Я»
11.Итог занятия.
03.04.2023г.
Конспект логопедического занятия
«Знакомство с буквой Ш и звуком [Ш]»
Учитель – логопед Афанасьева Юлия Викторовна
Цели: Закрепить правильное произношение звука [Ш], познакомить с буквой Ш.
Задачи:1.Закрепить правильное произношение звука [Ш]. 2.Упражнять в определении наличия/отсутствия звука [Ш] в словах, в определении позиции звука [Ш] в слове (в начале, в середине, в конце). 3.Продолжать обучение звукослоговому анализу и синтезу. 4.Формировать понятие «согласный, твердый, глухой звук». 5.Формировать навыки чтения и письма. 6.Развивать слуховое внимание, память, речь, координацию речи с движением. 7.Воспитывать положительную установку на участие в занятии, усидчивость, самостоятельность.
Оборудование: предметные картинки, маркер согласного, твердого, звонкого звука, деревянные буквы, звуко-слоговые схемы слов, карточки со слогами или слоговые таблицы, магнитные кассы букв, тетради, карандаши, куклы-звуковички.
Ход занятия
1.Организационный момент.
2.Характеристика звука [Ш] со Слышем и Буковкой.
3.Определение позиции звука [Ш] в слове.
4.Определение слогов в слове.
5.Физминутка.
6.Выполнение письменных заданий в рабочей тетради.
7.Игра «Звукобуквенный анализ слова».
8.Игра «Составь слово».
9.Итог занятия.
14.03.2023г.
Автоматизация звуков в движении
Учитель – логопед Афанасьева Юлия Викторовна
Как известно, непременным условием полноценного развития ребенка являются движения. Ребенок должен постоянно двигаться. Так он лучше развивается не только физически, но и психически. Ребенок лучше воспринимает и лучше запоминает.
Занятия с логопедом чаще носят пассивный характер.
Автоматизация звукопроизношения в некоторых случаях требует длительного времени. И зачастую ребенок устает, теряет интерес. А если нет интереса и мотивации, то процесс автоматизации длится еще дольше.
Есть несколько правил автоматизации звуков в движении:
звук должен быть поставлен;
закреплен изолированно;
ребенок должен произносить звук правильно без зрительной опоры и поиска артикуляционной позы;
наличие пространства. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
01.03.2023г.
Учитель – логопед Афанасьева Юлия Викторовна
Конспект логопедического занятия: «Звук и буква С»
Цели: формирование фонематического восприятия, закрепить знания детей о звуке С. Читать далее
01.03.2023г.
Учитель-логопед Афанасьева Юлия Викторовна
Дети с нарушениями речи почти всегда имеют в своём арсенале такую проблему, как упорное отсутствие каких-то звуков в словах. Причем звук может быть поставлен и даже неплохо выговариваться изолированно или даже в отдельных словах, да только толку, если ребёнок всё равно заменяет его на привычное неправильное произношение?
Традиционные логопедические занятия по автоматизации произношения предполагают действенные, но довольно скучные методы - повторение большого количества слов и предложений с нужным звуком. Это хорошая практика, но далеко не всем детям интересны такого рода занятия. Особенно трудно с теми, у кого тяжелые нарушения речи. Такие ребята не любят говорить и избегают словесных заданий.
В этом случае на выручку приходят игровые занятия по автоматизации звуков. Большая часть внимания ребёнка отвлекается на игровую составляющую. В игре дети с большим удовольствием выполняют инструкция, множество раз повторяют необходимый материал, а занятие с логопедом становятся одними из самых любимых.
13.02.2023г.
Работа с предлогами на логопедических занятиях с детьми ЗПР 6 лет для развития и уточнения пространственных представлений и предупреждения аграмматизмов
Задачи: формирование представлений о смысловой значимости предлогов, формирование навыка правильного употребления предлогов, формирование представления о предлоге как отдельном слове, развивать и уточнять пространственные представления, перемещать различные предметы в пространстве, определять расположение предмета относительно другого .
Игры: Игра «Что – куда» по демонстрации действия. Что куда положили? Игра «Где – что» по картинкам. Где сидит жучок?
07.02.2023г.
Дидактическая игра
"Собери букву"
Очень важная, полезная, интересная игра для детей.
Она решает сразу несколько задач: позволяет лучше усвоить образ буквы; закрепляет умение подбирать слова на заданный звук;
помогает автоматизировать отрабатываемый звук; развивает пространственные представления.
Дидактическая игра представляет из себя набор букв алфавита, которые необходимо собирать по шаблону в виде пазла.
Задача ребёнка собрать пазла и получить загаданную букву. Запомнить как она выглядит и называется. Для закрепления назвать слова которые начинаются с этой буквы, они нарисованы в каждом элементе.
03.02.2023г.
Конспект логопедического занятия: «Звук и буква Б»
Учитель – логопед Афанасьева Юлия Викторовна
Цели: Формирование фонематического восприятия, знакомство с буквой Б. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
17.01.2023г.
«Советы логопеда!»
Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.
Советы логопеда, которые способствуют правильному развитию речи ваших детей: 1.Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
09.12.2022г.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ
Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, как правило, они испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком дома. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
14.11.2022г.
Знакомство с буквой Д.
учитель-логопед Петрова И.В.
Цель: познакомить детей со звуком Д, буквой Д.
Задачи: упражнять в правильном, чётком произношении согласного звука Д. Развивать фонематический и речевой слух.
Упражнять в чтении по слоговой таблице, чтении слов. Совершенствовать навыки детей в проведении звуко-буквенного анализа. Упражнять в определении звука в слове в трёх позициях. Развивать произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, мышление. Воспитывать интерес к чтению, родному языку. читать далее
Автоматизация звука Р
Учитель-логопед Петрова И.В.
При автоматизации звуков у детей очень важно сделать эту работу увлекательной и интересной для ребёнка, а не монотонной и обыденной. Из моей практики могу сделать вывод, что детям очень нравится не только произносить слова, но и совершать при этом какие-то действия: покрутить что-то, нажимать на кнопочки, двигаться по дорожке. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
7 СОВЕТОВ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ
0–1 ГОДА И 1–3 ГОДА
Если ребенок в 2-2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов, это обычно вызывает тревогу родителей. Читать далее
17.10.2022г.
Советы логопеда
Когда следует обратиться к логопеду?
Проблема обращения к такому специалисту, как детский логопед, встаёт пред каждой мамой с малышом 2 – 6 лет – в период активного становления его речи. Ситуация осложняется тем, что логопед в детском саду, куда ходит ребёнок, не всегда доступен, а возрастные проблемы с речью встречаются практически у каждого ребёнка и требуют консультации со специалистом. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
14.09.2022г.
Подготовила учитель-логопед Рудакова Н.В.
«Речевое развитие детей 4 – 5 лет»
Характерные особенности развития речи детей 4 – 5 лет
1. Фразовая речь ребенка усложняется, становится разнообразней, правильнее, богаче. 2. Активный и пассивный словарный запас непрерывно увеличивается. 3. Предложения усложняются, состоят уже из 5-6 слов. 4. В речи ребенок использует предлоги и союзы, сложноподчененные и сложносочиненные предложения. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
05.09.2022г.
Консультация для родителей от учителя-логопеда
Общие рекомендации родителями по развитию речи детей 2-3 летнего возраста
Малышу уже хочется знать много-много и возможностей для этого у него становится больше. Одно – два объяснения взрослых и ребёнок уже запомнил новое слово. Начинается время вопросов, ответы на которые содержат много информации, а значит и много разных слов. Старайтесь не перегружать малыша информацией, иначе всё может смешаться и не запомниться, может пропасть интерес к узнаванию нового. Фразы - объяснения должны быть короткие и информативные. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
01.08.2022г.
Конспект фронтального занятия
«Дифференциация звуков Р и Л»
Цель: дифференциация звуков Р и Л.
Задачи: коррекционно-образовательные: сравнение, различение и правильное произношение звуков Р Л на материале слов;
совершенствование навыков звукового анализа и синтеза одно-, двух- и трехсложных слов; понимание предложно-падежных конструкций; развитие фонематического восприятия. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
08.07.2022г.
Конспект логопедического подгруппового занятия
Тема: «Дифференциация звуков Р-Рь»
Капитан Врунгель выбирает лучшего игрока и вручает ему ларец. Дети открывают его и находят там конфеты и подарки. Врунгель благодарит детей за помощь. Дети уходят в группу, чтобы угостить своих друзей. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
04.07.2022г.
"Консультация для родителей в летней период"
Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно
помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться. Поэтому прислушайтесь к моим рекомендациям: ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
15.06.2022г.
Консультация на тему:
«Как помочь ребёнку с проблемами в развитии»
«Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняется не рука, а мозг, в начале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов» Н.А. Бернштейн
Сегодня число детей с проблемами развития нервной системы заметно растёт. Самая частая причина проблем – повреждение ЦНС во время беременности или родов. Как помочь ребёнку? ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
14.06.2022г.
Конспект интегрированного занятия на тему:
«ВОЛШЕБНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕС»
Подготовила учитель-логопед Ошкина Н.А.
Коррекционно – образовательные цели. Закрепить с детьми знания, полученные по темам: «Лето», «Гласные звуки А, У, И, О», «Дикие животные». Учить придумывать слова на заданный звук. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
13.06.2022г.
«Игры на развитие фонематического слуха»
Подготовила учитель-логопед Рудакова Н.В.
Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.
Логопед показывает картинки: кукушка, пчела, медведь, еж, волк, вода, пила, птица. Дети называют эти картинки. Материал: магнитофон, аудиозапись со звуками. Логопед включает аудиозапись со звуками. Дети должны услышать и назвать, кому они принадлежат. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
06.06.2022г.
Рекомендации родителям от учителя-логопеда на летний период
Подготовила учитель-логопед Рудакова Н.В.
Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Консультация для родителей
«Вот и наступило лето»
Вот и наступило лето. Это прекрасная пора для игр и развлечений, но когда отдых несет в себе и развитие – он становится еще полезнее.
Лето – это масса времени для непринужденных бесед и занятий с ребенком на свежем воздухе. Большинство семей имеют дачные участки, многие выезжают в отпуска, кто-то остается в городе, но у всех есть возможность гулять с детьми, играть с ними на природе. Важно организовать с детьми игры – полезные для развития, расширяющие кругозор и знания ребенка об окружающей красоте природы. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
16.05.2022г.
Консультация
"Игры с пуговицами в коррекционной работе учителя-логопеда"
Учитель-логопед Ошкина Н.А.
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев... Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее». В.А.Сухомлинский. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
13.05.2022г.
Сценарий конкурса чтецов старших коррекционных групп.
День Победы
Учитель-логопед Петрова И.В. и Афанасьева Ю.В.
Цель: воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
12.05.2022г.
Конспект игровой ситуации
«Насекомые»
Учитель-логопед Петрова И.В.
Задачи: расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому что. Продолжать учить составлять небольшой рассказ по серии картин. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
12.05.2022г.
Дифференциация изолированных звуков С и З
Учитель-логопед Рудакова Н.В.
Задачи: развитие фонематических функций. Развитие умения дифференцировать изолированные звуки С и З артикуляторно и акустически. Развитие зрительного внимания, зрительного восприятия, мышления. Развитие кистевого и пальцевого праксиса. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
11.05.2022г.
«Использование интеллектуального интерактивного робота «Емеля» при формировании связной речи у детей с ОВЗ»
Опыт работы учителя-логопеда Першиной И.В. и учителя-дефектолога Михно А.В.
Цели: Развивать связную речь у детей с ОВЗ с помощью компьютерных технологий. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
06.05.2022г.
Тематическое занятие с использованием мультимедиа
«День победы»
Учитель-логопед Рудакова Н.В. и Учитель-дефектолог Михно А.В.
Как прекрасно жить на свете, когда ярко светит солнышко, летают птицы, когда небо над головой чистое и голубое.
А нас с вами окружают только добрые, хорошие и честные люди.
Только так было не всегда…
Смотреть презентацию
Апрель 2022г.
Артикуляционная гимнастика.
Учитель-логопед Ошкина Н.А.
Цель: ознакомление родителей с понятием артикуляционная гимнастика. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Апрель 2022г.
Играем пальчиками развиваем речь
Учитель-логопед Рудакова Н.В.
Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений пальцев рук. Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Апрель 2022г.
Чтение слогов
Учитель - логопед Петрова И.В.
Цели: закрепить умение различать гласные и согласные звуки, читать слоги; развивать внимание, фонематический слух; обеспечить условия для воспитания положительного интереса к чтению. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Цель: заучить стихотворение "Космонавт" В. Степанова посредством мнемотаблицы. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
01.04.2022г.
"Скоро в школу развиваем речь"
Учитель-логопед Ошкина Н.А.
Для того чтобы ваш ребенок чувствовал себя в школе комфортно, не испытывал особых затруднений в общении со сверстниками и взрослыми, у него должна быть достаточно сформирована и развита речь. Приведенные ниже упражнения помогут вам в этом. читать далее
17.03.2022г.
Тематические занятия для группы компенсирующей направленности
Учитель - логопед Петрова И.В.
Целью развития дыхания является выработка длительной воздушной струи, тренировка умения рационального расходовать запас воздуха во время речи. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Цель: Сформировать и углубить представление детей о посуде, её назначении. Расширять словарный запас детей, обогащать речь детей прилагательными. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
16.03.2022г.
Конспект фонетико-фонематического занятия в старшей группе компенсирующей направленности
Тема: "Звуки [К] - [КЬ] "
Учитель-логопед Афанасьева Ю.В.
Коррекционно-образовательные цели. Познакомить со звуками [К]-[КЬ]. Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков [КЬ] - [К]; закрепить понимание мягкости согласных; обучать делению слов на слоги и составлению слоговых схем, формировать умение договаривать предложения по картинкам. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
16.03.2022г.
Конспект по развитию воздушной струи
Учитель-логопед Афанасьева Ю.В.
Ветер все сильнее, вьюга начинается. Упражнение на формирование направленной воздушной струи “ВЬЮГА”, используя стаканы с пенопластом и трубочки для коктейля. Дуть в течение 6 секунд, выполнить 3 раза. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
14.02.2022г.
Учитель-логопед Петрова И.В.
"Су-джок терапия"
Цель: скорректировать речевые нарушения с помощью использования массажного мяча.
Задачи: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей; развивать сложные координированные движения руки; активизация словаря и совершенствование лексико-грамматических категорий. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
«ПРИСТАВОЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ»
Подготовила: Учитель-логопед Афанасьева Юлия Викторовна
Цель: Учить детей дифференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки и общую основу ехать, учить самостоятельно подбирать по смыслу нужный приставочный глагол. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
«Гласные и согласные звуки»
учитель-логопед Афанасьева Юлия Викторовна
Цели: закрепить умение различать гласные и согласные звуки.
Задачи: Закрепление произношения гласных звуков. Дифференциация гласных и согласных звуков. Развитие фонематического слуха, чувства ритма. Научить выделять гласный звук в середине односложных слов. Развивать графические умения и навыки. Продолжать обучению звуко-буквенному анализу и синтезу. Чтение слогов и слов. Развивать память и внимание. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
18.01.2022г.
Учитель-логопед Петрова И.В.
«День рождение Снеговика»
Цель: Создать условия для формирования у детей подготовительной группы знаний о снеге и «искусственном снеге», их свойствах посредством исследовательской деятельности. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
18.01.2022г.
Тема Звуки "Б -БЬ"
Учитель-логопед Афанасьева Ю.В.
Цель: учить детей выделять (на слух и произносительное) звук Б в начале слов.
Задачи: Учить определять наличие (либо отсутствие) звука Б в словах, подбирать слова со звуком Б с наглядной опорой и без таковой (по памяти и с учетом рифмы). Учить различать твердый и мягкий звуки Б. Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память детей. Формирование графо-моторных навыков. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
17.01.2022г.
Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах.
Подготовила учитель-логопед Петрова И.В.
Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.
Задачи: Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звука [Ш]. Учить чётко произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях. Развивать фонематическое восприятие. Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Совершенствовать навыки анализа и синтеза слов. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ