Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

вт, 04/06/2024 - 15:13

04.06.2024г.

Коррекционно-развивающее занятие  

«Цветы»

Учитель-логопед Першина И.В.

Цели: уточнять и активизировать лексико-грамматические формы по теме «Цветы».

03.06.2024г.

Нейрогимнастика в работе учителя-логопеда,

как средство улучшения качества коррекционной работы

Учитель-логопед Галкина Татьяна Леонидовна 

Нейрогимнастика – это серия упражнений, которые стимулируют развитие мозга и его нейронных связей. В дошкольном возрасте это особенно важно, так как мозг находится в стадии активного формирования.  Исследования показывают, что регулярное занятие нейрогимнастикой может улучшить способность к концентрации внимания, памяти, переключении и креативного мышления у детей. Они становятся более гибкими и адаптивными в обучении и повседневной жизни.


 

13.05.2024г.

Конспект логопедического занятия «Звуки А-О-У-И-Э»

Учитель – логопед  Афанасьева Юлия Викторовна

Цели: Закреплять знания о соотнесении обозначения символов со звуками; Развивать просодическую сторону речи; Развивать фонематическое восприятие;  Развитие внимания, памяти, мышления;  Формировать подвижность органов артикуляции.

Оборудование: зеркала, предметные картинки, матрешки 3-х размеров, символы гласных звуков, робот.

Ход занятия.
1. Оргмомент.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Игра «Угадай звук по артикуляции».
4. Упражнение «Поймай звук».
5. Динамическая пауза.
6. Упражнение «Спой звук»
7. Игра «Помоги роботу назвать звуки».
8. Рефлексия.

06.05.2024г.

Консультация для родителей 

«Графические диктанты для детей 6–7 лет»

Учитель-логопед Габриэлян Лусине Романовна

Что такое графический диктант? Это очень увлекательное и полезное занятие, в процессе которого ребенок развивает внимательность, моторику, умение ориентироваться в пространстве, различать направления: вправо-влево, вниз – вверх, рисовать линии, диагонали на листе бумаги. Делать это несложно и может с успехом применяться для детей от 5 лет. Весь диктант заключается в том, что нужно внимательно слушать педагога или родителя, проводить карандашом коротенькие линий на обычном тетрадном листе в клеточку. После окончания на листочке появляется фигурка. Это может быть животное, растение, предмет и т. д.

04.04.2024г.

Конспект логопедического занятия

«Домашние животные»

Учитель – логопед Афанасьева Юлия Викторовна

Цели: уточнить представления о домашних животных. Активизировать и расширить словарь по теме, закрепить обобщающее понятие «домашние животные».  Закрепить навык образования множественного числа имен существительных. Закрепить навык практического употребления существительных единственного и множественного числа в дательном и родительном падежах с предлогом.  Развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие. Развивать графо-моторные навыки.  Развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением. 

Оборудование: игрушки домашних животных, ферма; шарики су-джок на каждого ребенка; цветные и простые карандаши.

Ход занятия
1.Организационный момент. 
2.Игра «Кто пропал?». 
3.Игра «Один-много». 
4.Пальчиковая гимнастика с элементами массажа
5.Игра «Малыш идет к кому?». 
6.Физкультминутка. Игра «Изобрази». 
7.Игра «Обведи». 
8.Итог занятия. 

01.04.2024г.

Артикуляционная гимнастика

Учитель-логопед Петрова И.В.

Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения. Цель гимнастики - формирование укладов органов артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности и переключения органов, отработки определённых положений губ, языка, необходимых для правильного произношения всех звуков. Научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

29.03.2024г.

Игры с интерактивной игрушкой «Умная пчела»

Учитель-логопед Петрова И.В.

Игры помогают детям не только в развитии интеллектуальных и творческих способностей и в освоении азов программирования, но и научится преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты, совершать волевые усилия в процессе знакомства с моральными правилами и нормами поведения в обществе. Например: использую игровое поле (тематический коврик) «Животные жарких стран» для ознакомления детей с животными их детёнышами. Можно устроить соревнование «Кто быстрее поможет другу, найдёт друзей»; предлагаю детям игровые ситуации. А также задания по развитию грамматических категорий. 

01.03.2024г.

Коррекционно-развивающее занятие по теме «Мебель»

Учитель-логопед Ошкина Н.А.

Цель: расширение и углубление представлений о мебели, её назначении, деталях и частях, материалах из которых она сделана.

Задачи: образовательные: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Мебель»; совершенствование грамматического строя
развивающие: развивать диалогическую речь; развивать зрительное внимание, мышление, общую и тонкую моторику;
воспитательные: воспитывать культуру общения и поведения на занятиях; формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

 Логопедическое занятие: «Звук И»

Учитель – логопед  Афанасьева Юлия Викторовна

Цели: познакомить детей с понятием «звук»; Учить детей выделять на слух и в произношении звука И в начале слова; Познакомить с правильной артикуляцией звука И; Развитие умения менять высоту голоса, формирование длительного ротового выдоха; Совершенствование фонематического восприятия, внимания и памяти.

Оборудование: кукла, картинки с изображением девочки Иры, Инны, ива, иглы, иволга; зеркала.

Ход занятия.
1.Оргмомент.
2.Знакомство с понятием «звук».
3.Знакомство со звуком И.
4.Уточнение артикуляции звука И.
5.Динамическая пауза.
6.Игра «Чего не стало?».
7.Артикуляционная гимнастика.
8.Итог.

09.02.2024г.

Речевые игры на автоматизацию поставленных звуков 

«Грамматические лупы» 

Учитель-логопед Галкина Татьяна Леонидовна    

Используя такие лупы на индивидуальных занятиях с детьми,  решается много задач по формированию грамматического строя речи, параллельно с автоматизацией звуков в речи детей, таким образом, мы используем в своей работе принцип многозадачности!
Игра «Скажи ласково»

Цель: Закреплять умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов.
Игра «Чего нет?»

Цель: Закреплять формы родительного падежа существительных
Игра «Один - много»

Цель: Закреплять образование существительных во множественном числе. Учить детей правильному употреблению родительного падежа множественного числа имен существительных.
Игра «Веселый счет»

Цель: Закреплять в речи детей согласования существительных с числительными «3-5». Развитие ловкости, быстроты реакции.

02.02.2024г.

Коррекционно-развивающая игра 

«Собери стаканчики» 

игра на ловкость рук и остроту глаза

Учитель-логопед Галкина Татьяна Леонидовна    

Цель: расставить стаканчики по цветам так, как указано на карточке с заданиями.

Задачи: развитие зрительно-моторной координации движений, концентрация внимания и зрительного восприятия, развитие ловкости и быстроты реакции, развитие мышления, умение собирать по заданному образцу.

10.01.2024г.

Речевое развитие

«Домашние животные и их детеныши» 

Учитель-логопед Федоренко О.Б.

Цели: 1.Уточнить представления о домашних животных.  2.Активизировать и расширять словарь по теме, закрепить обобщающее понятие «домашние животные». 
3.Закреплять навык практического употребления существительных единственного и множественного числа в творительном и родительном падежах без предлога и с предлогом.  4.Развивать связную речь и навык составления простых описательных рассказов.  5.Развивать фонематический слух и слоговую структуру слова. 6.Развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие.  7.Развить общую моторику, координацию речи с движением. 

Оборудование: демонстрационный материал для доски, фигурки домашних животных по числу детей, колпачки для отстукивания слогов в словах и ритма на каждого ребенка, карандаши, логопедические тетради для занятий с детьми 5-6 лет с ОНР К.Е. Бухарина. 

10.01.2024г.

Автоматизация звуков в игре «Адреса»

Учитель-логопед Петрова И.В.

При автоматизации звуков у детей очень важно сделать эту работу увлекательной и интересной для ребёнка, а не монотонной и обыденной. Из моей практики могу сделать вывод, что детям очень нравится не только произносить слова, но и совершать при этом какие-то действия: покрутить что-то, нажимать на кнопочки, двигаться по дорожке. Очень понравилась моим детям игра «Адреса». В игре автоматизируются поставленные звуки, а также развивается пространственное восприятие, логическое мышление.
Игру можно проводить на индивидуальных, на подгрупповых занятиях, в свободное время со всеми детьми.

09.01.2024г.

Коррекционно-развивающее занятие по грамоте «Звук и буква К»

в подготовительной группе «Фантазеры А»

Учитель-логопед Першина И.В.

Цели: продолжать учить различать   звуки [к] и [к’] в слогах, словах, предложениях и знакомство с буквой К.  

Задачи: Учить дифференцировать заданные звуки на слух; Определять место звука в слове (начало, середина, конец); Развивать фонематический слух и фонематическое представление; Воспроизведение и чтение звуковых рядов из двух звуков; Анализ звукового ряда из двух звуков; Развивать память, внимание, мышление; Воспитывать умение слушать словесные инструкции и выполнять задания по ним.

28.12.2023г.

Коррекционно-развивающее занятие по теме

«Одежда» в подготовительной группе 

Учитель-логопед Ошкина Н.А.

Цель: формирование представлений об одежде, её назначении.

Задачи: образовательные: уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Одежда»; закрепить понятия: мужская, женская, верхняя, нижняя, праздничная, летняя, зимняя, повседневная; совершенствовать грамматический строй речи;
развивающие: развивать диалогическую речь; развивать зрительное внимание, мышление, общую и тонкую моторику;
воспитательные: воспитывать культуру общения и поведения на занятиях; формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

27.12.2023г.

Коррекционно-развивающее занятие 

по теме «Дикие и домашние животные»

Учитель-логопед Галкина Татьяна Леонидовна    

Цель: Формирование навыка дифференциации диких и домашних животных

Задачи: Расширять, уточнять и обогащать словарный запас по лексической теме; Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных с суффиксами -онок, -енок, -ат, -ят). Упражнять в употреблении существительных, обозначающих части тела животных. Развивать зрительное восприятие, внимание и память.

25.12.2023г.

Игры на мелкую моторику

Учитель - логопед Габриэлян Лусине Романовна 

Мелкая моторика играет важную роль в развитии детей в детском саду. Ее основная цель - развитие координации движений, улучшение моторики рук, пальцев и глаз, а также развитие сенсорики. Эти навыки необходимы для успешного освоения письма, чтения, арифметики и других учебных предметов. Кроме того, развитие мелкой моторики способствует формированию навыков самообслуживания, таких как одевание, распаковка еды, использование столовых приборов и т.д. Занятия на мелкую моторику также способствуют развитию внимания, концентрации и усидчивости у детей. Они учат детей терпению, настойчивости и целеустремленности, что является важным аспектом их общего развития. В дополнении к этому, игры на мелкую моторику способствуют развитию творческого мышления, воображения и фантазии у детей. Они учат детей решать задачи, находить нестандартные подходы к решению проблем и развивать свою индивидуальность. Таким образом, мелкая моторика в детском саду имеет целый ряд задач и целей, направленных на всестороннее развитие детей и подготовку их к успешной учебе в Мелкая моторика играет важную роль в развитии детей в детском саду. Ее основная цель - развитие координации движений, улучшение моторики рук, пальцев и глаз, а также развитие сенсорики. Эти навыки необходимы для успешного освоения письма, чтения, арифметики и других учебных предметов. Кроме того, развитие мелкой моторики способствует формированию навыков самообслуживания, таких как одевание, распаковка еды, использование столовых приборов и т.д. Занятия на мелкую моторику также способствуют развитию внимания, концентрации и усидчивости у детей. Они учат детей терпению, настойчивости и целеустремленности, что является важным аспектом их общего развития. В дополнение к этому, игры на мелкую моторику способствуют развитию творческого мышления, воображения и фантазии у детей. Они учат детей решать задачи, находить нестандартные подходы к решению проблем и развивать свою индивидуальность. Таким образом, мелкая моторика в детском саду имеет целый ряд задач и целей, направленных на всестороннее развитие детей и подготовку их к успешной учебе в школе и взрослой жизни. 

20.12.2023г.

Дорожка-балансир в логопедической практике

Учитель – логопед  Афанасьева Юлия Викторовна

Использование современного оборудования в ДОУ становится неотъемлемой частью образовательного процесса в дошкольном образовании. Оно делает образовательный и коррекционно-развивающий процесс в том числе интересным, способствует решению коррекционных задач, помогает логопеду получать от занятий большую эффективность.
В своей работе я активно применяю различное оборудование на занятиях, с целью осуществления коррекционно-развивающей работы по разным направлениям. Используя нейротренажер доску – балансир, разработанную по методикам Эммы Пиклер и Марии Монтессори, я преследую многие цели, реализации которых успешно добиваюсь в своей практике:
осуществлять запуск речи у неговорящих детей;
автоматизировать поставленные звуки;
корректировать слоговую структуру слова;
развивать пространственное восприятие;
стимулировать развитие мозжечка;
вызывать эмоциональный отклик у ребенка.


 

01.12.2023г.

Зачем нужна артикуляционная гимнастика для детей.

Учитель - логопед Габриэлян Лусине Романовна

Артикуляционная гимнастика в детском саду имеет несколько целей и задач. Во-первых, она помогает развить у детей правильное произношение звуков и формирование речи. Это особенно важно в возрасте дошкольников, когда формируется основа для дальнейшего развития речи. Во-вторых, артикуляционная гимнастика способствует развитию моторики речевого аппарата у детей. Это помогает им лучше контролировать свои артикуляционные органы и улучшает координацию движений при произношении звуков. Третья цель артикуляционной гимнастики в детском саду - это подготовка детей к обучению грамоте. Правильное произношение звуков и развитие речевой моторики помогают детям легче осваивать навыки чтения и письма. Кроме того, артикуляционная гимнастика способствует развитию слухового восприятия у детей, улучшает их артикуляцию и дикцию, что важно для ясного и четкого выражения мыслей. Таким образом, артикуляционная гимнастика в детском саду имеет целью не только коррекцию произношения, но и комплексное развитие речевых навыков у детей, что является важным элементом подготовки к школьному обучению.

«Су-Джок терапия - как средство повышения  эффективности коррекционной работы логопеда детского сада»

Учитель - логопед Габриэлян Лусине Романовна

Статистика последних десятилетий показывает неуклонный рост числа детей с серьезными нарушениями в речевом развитии. Современные дети поздно начинают говорить, их речь бедна и примитивна. Такая негативная тенденция прослеживается не только в нашей стране, но и во всем мире. Нарушение речи отрицательно сказывается на развитии личности ребенка в целом. Такие дети, как правило, замкнуты, необщительны, зажаты, и в дальнейшем имеют серьезные трудности в освоении школьной программы. Поэтому так важно вовремя выявить и оказать качественную помощь детям-логопатам. 
Современные логопеды накопили огромный опыт в работе по коррекции различных речевых патологий. Важным и актуальным аспектом современной логопедической службы является применение в своей работе инновационных и нетрадиционных технологий, которые оптимизируют процесс коррекции, повышают его результативность и привлекательность для детей. Одной из таких технологий, которые я активно использую, является Су-Джок терапия («су» - кисть, «джок» - стопа). Это высокоэффективная, безопасная в применении терапия, последнее достижение восточной медицины, разработанная южно-корейским профессором Пак Чжи Ву. Кисти и стопы являются, по мнению самого автора системы Су-Джок, «пультами дистанционного управления» здоровьем человека. Эти лечебные системы функционируют, как своего рода маленькие клиники, естественным образом излечивающие болезни тела». 
Я применяю Су-Джок массажеры в виде шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с веселыми упражнениями и играми. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажными колечками - пальцы рук. 
Актуальность применения Су-Джок массажеров в коррекционной работе логопеда детского сада заключается не только в повышении мотивации и интереса детей к занятиям, но и оказании благотворного влияния на развитие мелкой моторики пальцев рук, что на прямую влияет на развитие речи детей. Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. 
Очень важными достоинствами Су-Джок терапии являются ее абсолютная безопасность, высокая эффективность, универсальность, простота применения и доступность. Данной технологией легко могут овладеть как педагоги детского сада, так и родители воспитанников для дальнейших занятий с детьми дома.

03.11.2023г.

«Моторное планирование»

Учитель – логопед  Афанасьева Юлия Викторовна

Речь – это очень сложный и многоплановый процесс, это не только система звуков, но и система сложнейших движений, жестов, выразительных движений чувствительнейших аппаратов. Именно отсутствие хотя бы зачатков речи в самом широком смысле этого слова, т.е. умения сделать знак, ввести вспомогательное психологическое средство, которое повсеместно отличает человеческое поведение и человеческую культуру, кладет грань между обезьяной и самым примитивным человеком.
Моторное планирование находится между идеей и совершением действий. Есть автоматические движения, которые не требуют моторного планирования и совершаются привычным способом. Моторное же планирование появляется тогда, когда появляется новая задача, когда нужно использовать новый инструмент, когда необходимо в жизни сделать что-то неосвоенное, непривычное.

Моторное планирование – это наиболее сложная форма функционирования нервной системы детей. Поскольку планирование требует произвольного внимания, оно тесно связано с когнитивными функциями. При планировании требуется произвольное внимание, которое делает мозг способным создавать сообщения для мышц и отправлять их в необходимой последовательности.

Младенец поднимает погремушку, кладет ложку в рот, переползает через порог. Вы можете отметить, что, выполняя эти движения впервые, малыш не спешит, каждый шаг совершает медленно – он использует моторное планирование. Затем, когда ребенок доводит до автоматизма свои действия, это входит в привычку, формируя алгоритмы действия. Т.е. , когда действие происходит под контролем это и есть моторное планирование, а когда делаются действия на автомате, как робот или человек на конвейере, то это уже привычка или сформированный навык.
Таким образом, можно сказать, что моторное планирование – мостик между сенсомоторной и интеллектуальной функциями мозга. Оно зависит от сенсорной интеграции, которая осуществляется стволом мозга и другими нервными структурами. Мозг «говорит» мышцам, что нужно делать, а ощущения от рецепторов тела (обратная связь) делают мозг способными делать это.

Исследователи отмечают, что у большинства детей с различными речевыми нарушениями и аутизмом есть дефицит моторного планирования. И именно в этом корень всех бед во многих случаях отставания в развитии. Но как же оно может быть плохо развито, если у малыша дома куча развивающих игрушек для развития мелкой моторики, есть и пирамидки, и шнуровки, и бусы для нанизывания? В чем ответ?
Когда ребенок уже наизусть знает эту свою единственную пирамидку, много раз ее собирает, даже быстро собирает на радость всем взрослым, – это не новое действие! Здесь нет моторного планирования! Когда он играет в одну и ту же шнуровку – это тоже не моторное планирование, а уже почти навык. Ведь такая игрушка уже не является для него новой, она привычная! Когда он видит много дней одни и те же карточки, с которыми взрослый производит одни и те же действия, здесь тоже нет моторного планирования! А именно моторное планирование обеспечивает развивающее действие упражнений.

Итак, какой же вывод можно сделать?
1. Не важен сам факт выполнения упражнений для развития мелкой моторики, важно, какие упражнения мы делаем с ребенком и как.
2. Главный принцип проведения упражнений и игр для развития мелкой моторики такой: если у ребенка это движение быстро и легко получается, то мы его быстро делаем, пропускаем и идем дальше. А вот если упражнение не получается? Тогда мы останавливаемся на нем и отрабатываем данное движение до тех пор, пока движения не станут получаться легко, просто, быстро, красиво, четко.
3. Нужно делать такие комплексы сложных для ребенка упражнений и игр регулярно до полного освоения, то есть каждый день (по 4-5 минут).

01.11.2023г.

Знакомство с буквой А.

Учитель-логопед Першина Ирина Васильевна

Цель: познакомить детей со звуком А, буквой А.

Задачи: Упражнять в правильном, чётком произношении гласного звука А. Развивать фонематический  и речевой слух. Подбирать слова на заданный звук А. Упражнять в определении звука в слове в трёх позициях. Развивать произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, мышление
 

02.10.2023г.

Диагностика нарушений речи у детей дошкольного возраста.

Учитель – логопед Афанасьева Юлия Викторовна

Педагогическая диагностика насчитывается столько же лет, сколько и вся педагогическая деятельность. 
Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития. 
Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленности коррекции.
Что включает в себя логопедическое обследование?
Каждый ребенок обследуется по таким параметрам: мелкая моторика; артикуляционная моторика; пространственная ориентировка; звукопроизношения; фонематические процессы; словарный запас; грамматический строй речи; связная речь;
Все полученные данные помогают логопеду понять причину нарушения и спланировать свою работу так, чтобы максимально помочь ребенку.
По результатам диагностики логопед делает заключение о состоянии речи ребёнка. По показаниям планируется план работы по индивидуальной программе, учитывающей его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности и составленной на основе разработанных логопедических программ.

Роль сказок в развитии речи ребёнка 

Учитель – логопед Афанасьева Юлия Викторовна

«Сказка – это духовное богатство народной культуры, 
познавая которое, ребенок познает сердцем родной народ. 
Без сказки – живой, яркой, овладевшей сознанием
 и чувствами ребенка, невозможно представить 
детское мышление, детскую речь, как определенную 
ступень человеческого мышления и речи».
В.А. Сухомлинский

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

06.09.2023г.

«Дидактические игры по формированию пространственных представлений у детей с ОВЗ
с использованием Сетем – технологий»

Учитель-логопед Ошкина Н.А., 

Цель: повысить эффективность коррекционно - логопедической работы с использованием СТЕМ - технологий, которые обеспечивают создание пространственных образов, мышления в терминах изображений и оперирование с ними в процессе решения речевых задач. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

07.08.2023г.

Речевая игра 

«Волшебная лупа» с использованием пособия Л. Филипповой

Учитель-логопед Петрова Ирина Викторовна

Цель: автоматизация поставленных звуков. 

Задачи: Расширять и активизировать словарный запас детей; развивать умение согласовывать местоимения «мой», «моя», «моё»,  «мои». упражнять в образовании формы родительного падежа единственного числа.

03.07.2023г.

«Автоматизация звуков Ш,Ж»

Учитель-логопед Петрова Ирина Викторовна

Автоматизация звуков с помощью пособия Логогородок проходит очень интересно. Дети с увлечением автоматизируют и дифференцируют звуки, определяют количество звуков в слове, формируется грамматический строй и связная речь. 

01.06.2023г.

Конспект логопедического занятия:

«Знакомство с буквой Щ и звуком [Щ]»

Учитель – логопед Афанасьева Юлия Викторовна

Цель: познакомить с характеристикой звука [Щ], с буквой Щ. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

 

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по теме

«Животные жарких стран»

Учитель – логопед Афанасьева Юлия Викторовна

Цель: создание условий для актуализации знаний детей о животных жарких стран. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

15.05.2023г.

Игра 

«Составь и прочитай предложение»

Учитель-логопед Петрова И.В.

Задачи: воспитывать любовь к чтению и грамматике,  чувство товарищества, желание прийти на помощь другим; закрепить знания об особенностях гласных и согласных звуков;  развивать умение составлять предложения из заданных слов;  совершенствовать умение читать.


 

«Буква мягкий знак»

Учитель-логопед Петрова И.В.

Цель: познакомить детей с буквой «ь». Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных. Научиться обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака в конце слов.

Задачи: познакомить с фонетической функцией буквы «ь»; развивать умение анализировать предложение, составлять его схему; совершенствовать умение проводить звуко-буквенный анализ слов; закреплять навык печатного написания изученных букв; познакомить с написанием печатной буквы «ь»; совершенствовать навыки чтения.

02.05.2023г.

Моторное планирование при коррекции звукопроизношения

«Движение может заменить лекарство – но, ни одно лекарство не заменит движения» Ж.Тассо
 
Дети с речевыми нарушениями, как правило, имеют поражение или дисфункцию разных мозговых областей. В процессе дальнейшего развития головного мозга у детей возникают трудности в обучении. Поэтому детям с нарушением речевого развития, необходимо работать не только с «головой», но и всем телом.
В основе успешного освоения навыков, которыми мы овладеваем в течение жизни, лежит двигательное планирование. Когда мы учимся выполнять какое-то движение и прикладываем определенные усилия, контроль осуществляют премоторная кора лобной доли и мозжечок (составляющие вместе латеральную систему). Эта работа и есть моторное планирование, на языке нейропсихологии это явление называется ПРАКСИС. Умение говорить и писать это тоже навык, который формируется в движении, точнее в умении планировать движения. Говоря научным языком, нейронная связь, отвечающая за верное произнесение того или иного звука, должна быть настолько крепкой, чтобы мозг мог выполнять параллельно другую задачу, не «отвлекаясь» и не теряя этот навык. Если будет порядок и согласованность действий в крупной и мелкой моторики, то и с речью, её построением, формулированием мыслей проблем не будет.
Цель автоматизации звуков в движении - использование ребенком поставленного звука в бытовых условиях, а именно доведение звука до автоматизма в свободной речи, уход от «кабинетной речи». Моторная программа строится по принципу «от простого к сложному» и принципу «системности». Мы переходим к автоматизации звука в движении только тогда, когда без дополнительной нагрузки и зрительной опоры ребенок может сделать артикуляционные упражнения или произнести звук легко. 
Этап дифференциации звуков происходит быстрее и эффективнее, если работа строится с применением моторной программы. Ведь во время произнесения звуков идет подкрепление позы языка движениями рук или всего тела. Например, дифференцируя звуки с-ш, дети, называя слог, показывают руками позу языка (вверх-низ), что существенно ускоряет процесс развития и коррекции звукопроизношения.
Данный подход значительно ускоряют процесс введения в речь закрепляемых звуков, благоприятно воздействуют на мозговые структуры, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю, способствуют развитию познавательных процессов, пространственной ориентации, зрительно-моторной координации, улучшают сенсомоторный контроль и делают занятие по автоматизации звуков более интересным и продуктивным.

          

14.04.2023г.

Конспект логопедического занятия

«Буква Я»

Цели: Познакомить с буквой Я.

Задачи: Ознакомление с графическим образом буквы Я; Четкое произнесение и характеристика звука {Йа}.Совершенствование навыков звуко – слогового анализа и синтеза;
Определение позиции звука в слове; Закрепление представлений о мягкости  согласных;

Оборудование: предметные картинки с буквой Я, деревянные буквы, звуко-слоговые схемы слов, карточки со слогами или слоговые таблицы, магнитные кассы букв, карандаши, куклы-звуковички, листы для графического диктанта.

Ход занятия
1.Организационный момент. 
2.Слова буквой Я.
3.Игра «Поймай звук в ладошки»
4.Игра «Да – нет»
5.Игра «Измени слово»
6.Физминутка
7.Игра «Звукобуквенный анализ слова»
8.Игра «Составь слово»
9.Пальчиковая гимнастика
10.Графический диктант «Буква Я»
11.Итог занятия.

03.04.2023г.

Конспект логопедического занятия

«Знакомство с буквой Ш и звуком [Ш]»

Учитель – логопед Афанасьева Юлия Викторовна

Цели: Закрепить правильное произношение звука [Ш], познакомить с буквой Ш.

Задачи:1.Закрепить правильное произношение звука [Ш]. 2.Упражнять в определении наличия/отсутствия звука [Ш] в словах, в определении позиции звука [Ш] в слове (в начале, в середине, в конце). 3.Продолжать обучение звукослоговому анализу и синтезу. 4.Формировать понятие «согласный, твердый, глухой звук». 5.Формировать навыки чтения и письма. 6.Развивать слуховое внимание, память, речь, координацию речи с движением. 7.Воспитывать положительную установку на участие в занятии, усидчивость, самостоятельность.

Оборудование: предметные картинки, маркер согласного, твердого, звонкого звука, деревянные буквы, звуко-слоговые схемы слов, карточки со слогами или слоговые таблицы, магнитные кассы букв, тетради, карандаши, куклы-звуковички.

Ход занятия
1.Организационный момент. 
2.Характеристика звука [Ш] со Слышем и Буковкой.
3.Определение позиции звука [Ш] в слове.
4.Определение слогов в слове.
5.Физминутка.
6.Выполнение письменных заданий в рабочей тетради.
7.Игра «Звукобуквенный анализ слова».
8.Игра «Составь слово».
9.Итог занятия.


 

14.03.2023г.

Автоматизация звуков в движении

Учитель – логопед Афанасьева Юлия Викторовна

Как известно, непременным условием полноценного развития ребенка являются движения. Ребенок должен постоянно двигаться. Так он лучше развивается не только физически, но и психически. Ребенок лучше воспринимает и лучше запоминает.
Занятия с логопедом чаще носят пассивный характер.
Автоматизация звукопроизношения в некоторых случаях требует длительного времени. И зачастую ребенок устает, теряет интерес. А если нет интереса и мотивации, то процесс автоматизации длится еще дольше.
Есть несколько правил автоматизации звуков в движении:
звук должен быть поставлен;
закреплен изолированно;
ребенок должен произносить звук правильно без зрительной опоры и поиска артикуляционной позы;
наличие пространства. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

01.03.2023г.

Учитель – логопед Афанасьева Юлия Викторовна

Конспект логопедического занятия: «Звук и буква С»

Цели: формирование фонематического восприятия, закрепить знания детей о звуке С. Читать далее

01.03.2023г.

Учитель-логопед Афанасьева Юлия Викторовна

Дети с нарушениями речи почти всегда имеют в своём арсенале такую проблему, как упорное отсутствие каких-то звуков в словах. Причем звук может быть поставлен и даже неплохо выговариваться изолированно или даже в отдельных словах, да только толку, если ребёнок всё равно заменяет его на привычное неправильное произношение?
Традиционные логопедические занятия по автоматизации произношения предполагают действенные, но довольно скучные методы - повторение большого количества слов и предложений с нужным звуком. Это хорошая практика, но далеко не всем детям интересны такого рода занятия. Особенно трудно с теми, у кого тяжелые нарушения речи. Такие ребята не любят говорить и избегают словесных заданий.
В этом случае на выручку приходят игровые занятия по автоматизации звуков. Большая часть внимания ребёнка отвлекается на игровую составляющую. В игре дети с большим удовольствием выполняют инструкция, множество раз  повторяют необходимый материал, а занятие с логопедом становятся одними из самых любимых.

13.02.2023г.

Работа с предлогами на логопедических занятиях с детьми ЗПР 6 лет для развития и уточнения пространственных представлений и предупреждения аграмматизмов

Задачи: формирование представлений о смысловой значимости предлогов, формирование навыка правильного употребления предлогов, формирование представления о предлоге как отдельном слове, развивать и уточнять пространственные представления, перемещать различные предметы в пространстве, определять расположение предмета относительно другого .

Игры: Игра «Что – куда» по демонстрации действия. Что куда положили?  Игра «Где – что» по картинкам. Где сидит жучок?

07.02.2023г.

Дидактическая игра 

"Собери букву"

Очень важная, полезная, интересная игра для детей.

Она решает сразу несколько задач: позволяет лучше усвоить образ буквы; закрепляет умение подбирать слова на заданный звук;
помогает автоматизировать отрабатываемый звук; развивает пространственные представления.

Дидактическая игра представляет из себя набор букв алфавита, которые необходимо собирать  по шаблону в виде пазла.
Задача ребёнка собрать пазла и получить загаданную букву. Запомнить как она выглядит и называется. Для закрепления назвать слова которые начинаются с этой буквы, они нарисованы в каждом элементе. 

03.02.2023г.

Конспект логопедического занятия: «Звук и буква Б»

Учитель – логопед  Афанасьева Юлия Викторовна

Цели: Формирование фонематического восприятия, знакомство с буквой Б. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

17.01.2023г.

«Советы логопеда!»

Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.

Советы логопеда, которые способствуют правильному развитию речи ваших детей: 1.Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
 

09.12.2022г.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями, как правило, они испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком дома. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

14.11.2022г.

Знакомство с буквой Д.

учитель-логопед Петрова И.В.

Цель: познакомить детей со звуком Д, буквой Д.

Задачи: упражнять в правильном, чётком произношении согласного звука Д. Развивать фонематический  и речевой слух.
Упражнять в чтении по слоговой таблице, чтении слов. Совершенствовать навыки детей в проведении звуко-буквенного анализа.  Упражнять в определении звука в слове в трёх позициях. Развивать произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, мышление. Воспитывать интерес к чтению, родному языку. читать далее


    

Автоматизация звука Р

Учитель-логопед Петрова И.В.

При автоматизации звуков у детей очень важно сделать эту работу увлекательной и интересной для ребёнка, а не монотонной и обыденной. Из моей практики могу сделать вывод, что детям очень нравится не только произносить слова, но и совершать при этом какие-то действия: покрутить что-то, нажимать на кнопочки, двигаться по дорожке. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

7 СОВЕТОВ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ

0–1 ГОДА И 1–3 ГОДА

Если ребенок в 2-2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов, это обычно вызывает тревогу родителей.  Читать далее
 

17.10.2022г.

Советы логопеда

Когда следует обратиться к логопеду?

Проблема обращения к такому специалисту, как детский логопед, встаёт пред каждой мамой с малышом 2 – 6 лет – в период активного становления его речи. Ситуация осложняется тем, что логопед в детском саду, куда ходит ребёнок, не всегда доступен, а возрастные проблемы с речью встречаются практически у каждого ребёнка и требуют консультации со специалистом. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
 

14.09.2022г.

Подготовила учитель-логопед Рудакова Н.В.

«Речевое развитие детей 4 – 5 лет»

Характерные особенности развития речи детей 4 – 5 лет

1. Фразовая речь ребенка усложняется, становится разнообразней, правильнее, богаче. 2. Активный и пассивный словарный запас непрерывно увеличивается. 3. Предложения усложняются, состоят уже из 5-6 слов.  4. В речи ребенок использует предлоги и союзы, сложноподчененные и сложносочиненные предложения.  ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

05.09.2022г.

Консультация для родителей от учителя-логопеда

Общие рекомендации родителями по развитию речи детей 2-3 летнего возраста

Малышу уже хочется знать много-много и возможностей для этого у него становится больше. Одно – два объяснения взрослых и ребёнок уже запомнил новое слово. Начинается время вопросов, ответы на которые содержат много информации, а значит и много разных слов. Старайтесь не перегружать малыша информацией, иначе всё может смешаться и не запомниться, может пропасть интерес к узнаванию нового. Фразы - объяснения должны быть короткие и информативные. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

01.08.2022г.

Конспект фронтального занятия

«Дифференциация звуков Р и Л»

Цель: дифференциация  звуков Р и Л.

Задачи: коррекционно-образовательные: сравнение, различение и правильное произношение звуков Р Л на материале слов;
совершенствование навыков звукового анализа и синтеза одно-, двух- и трехсложных слов; понимание предложно-падежных конструкций; развитие фонематического восприятия. ЧИТАТЬ  ДАЛЕЕ

 

08.07.2022г.

Конспект логопедического подгруппового занятия

Тема: «Дифференциация звуков Р-Рь»

Капитан Врунгель выбирает лучшего игрока и вручает ему ларец. Дети открывают его и находят там конфеты и подарки. Врунгель благодарит детей за помощь. Дети уходят в группу, чтобы угостить своих друзей. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

04.07.2022г.

"Консультация для родителей в летней период"

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно
помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться. Поэтому прислушайтесь к моим рекомендациям: ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

15.06.2022г.

Консультация на тему:

«Как помочь ребёнку с проблемами в развитии»

«Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняется не рука, а мозг, в начале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов» Н.А. Бернштейн

Сегодня число детей с проблемами развития нервной системы заметно растёт. Самая частая причина проблем – повреждение ЦНС во время беременности или родов. Как помочь ребёнку? ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

14.06.2022г.

Конспект  интегрированного занятия на тему:

«ВОЛШЕБНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕС»

Подготовила учитель-логопед Ошкина Н.А.

Коррекционно – образовательные цели.  Закрепить с детьми знания, полученные по темам: «Лето», «Гласные звуки А, У, И, О», «Дикие животные». Учить придумывать слова на заданный звук.  ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

13.06.2022г.

«Игры на развитие фонематического слуха»

Подготовила учитель-логопед Рудакова Н.В.

Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание.

Логопед показывает картинки: кукушка, пчела, медведь, еж, волк, вода, пила, птица. Дети называют эти картинки.  Материал: магнитофон, аудиозапись со звуками. Логопед включает аудиозапись со звуками. Дети должны услышать и назвать, кому они принадлежат. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

06.06.2022г.

Рекомендации родителям от учителя-логопеда на летний период

Подготовила учитель-логопед Рудакова Н.В.

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Консультация для родителей

«Вот и наступило лето»

Вот и наступило лето. Это прекрасная пора для игр и развлечений, но когда отдых несет в себе и развитие – он становится еще полезнее.
Лето – это масса времени для непринужденных бесед и занятий с ребенком на свежем воздухе. Большинство семей имеют дачные участки, многие выезжают в отпуска, кто-то остается в городе, но у всех есть возможность гулять с детьми, играть с ними на природе. Важно организовать с детьми игры – полезные для развития, расширяющие кругозор и знания ребенка об окружающей красоте природы. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

 

   

16.05.2022г.

Консультация 

"Игры с пуговицами  в коррекционной работе учителя-логопеда"

Учитель-логопед Ошкина Н.А.

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев... Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее». В.А.Сухомлинский. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ


 

13.05.2022г.

Сценарий конкурса чтецов старших  коррекционных групп.

День Победы

Учитель-логопед Петрова И.В. и Афанасьева Ю.В.

Цель: воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

12.05.2022г.

Конспект игровой ситуации

«Насекомые»

Учитель-логопед Петрова И.В.

Задачи: расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому что. Продолжать учить составлять небольшой рассказ по серии картин. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
 

12.05.2022г.

Дифференциация изолированных звуков С и З

Учитель-логопед Рудакова Н.В.

Задачи: развитие фонематических функций. Развитие умения дифференцировать изолированные звуки С и З артикуляторно и акустически. Развитие зрительного внимания, зрительного восприятия, мышления. Развитие кистевого и пальцевого праксиса. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

11.05.2022г.

«Использование интеллектуального интерактивного робота «Емеля» при формировании связной речи у детей с ОВЗ»

Опыт работы учителя-логопеда Першиной И.В. и учителя-дефектолога Михно А.В. 

Цели: Развивать связную речь у детей с ОВЗ с помощью компьютерных технологий. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
 

06.05.2022г.

Тематическое занятие с использованием мультимедиа

 «День победы»

Учитель-логопед Рудакова Н.В. и Учитель-дефектолог Михно А.В.

Как прекрасно жить на свете, когда ярко светит солнышко, летают птицы, когда небо над головой чистое и голубое.
А нас с вами окружают только добрые, хорошие и честные люди.
Только так было не всегда…

Смотреть текст далее

Смотреть презентацию 

 

Апрель 2022г.

Артикуляционная гимнастика.

Учитель-логопед Ошкина Н.А.

Цель: ознакомление родителей с понятием артикуляционная гимнастика. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ 

Апрель 2022г.

Играем пальчиками развиваем речь

Учитель-логопед Рудакова Н.В.

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений пальцев рук. Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

            

Апрель 2022г.

Чтение слогов

Учитель - логопед Петрова И.В.

Цели: закрепить умение различать гласные и согласные звуки, читать слоги; развивать внимание, фонематический слух; обеспечить условия для воспитания положительного интереса к чтению. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Цель: заучить стихотворение "Космонавт" В. Степанова посредством мнемотаблицы. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ 

01.04.2022г.

"Скоро в школу развиваем речь"

Учитель-логопед Ошкина Н.А.

Для того чтобы ваш ребенок чувствовал себя в школе комфортно, не испытывал особых затруднений в общении со сверстниками и взрослыми, у него должна быть достаточно сформирована и развита речь. Приведенные ниже упражнения помогут вам в этом. читать далее

17.03.2022г.

Тематические занятия для группы компенсирующей направленности 

Учитель - логопед Петрова И.В.

Целью развития дыхания является выработка длительной  воздушной струи, тренировка умения рационального расходовать запас воздуха во время речи. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ 

 

Цель: Сформировать и углубить представление детей о посуде, её назначении. Расширять словарный запас детей, обогащать речь детей прилагательными. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

16.03.2022г.

Конспект фонетико-фонематического занятия в старшей группе компенсирующей направленности
Тема: "Звуки [К] - [КЬ] "

Учитель-логопед Афанасьева Ю.В.

Коррекционно-образовательные цели. Познакомить со звуками [К]-[КЬ]. Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков [КЬ] - [К]; закрепить понимание мягкости согласных; обучать делению слов на слоги и составлению слоговых схем, формировать умение договаривать предложения по картинкам. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

16.03.2022г.

Конспект по развитию воздушной струи 

Учитель-логопед Афанасьева Ю.В.

Ветер все сильнее, вьюга начинается. Упражнение на формирование направленной воздушной струи “ВЬЮГА”, используя стаканы с пенопластом и трубочки для коктейля. Дуть в течение 6 секунд, выполнить 3 раза. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

14.02.2022г.

Учитель-логопед Петрова И.В.

"Су-джок терапия" 

Цель: скорректировать речевые нарушения с помощью использования массажного мяча. 

Задачи:  сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей; развивать сложные координированные движения руки; активизация словаря и совершенствование лексико-грамматических категорий. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

«ПРИСТАВОЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ»

Подготовила: Учитель-логопед Афанасьева Юлия Викторовна

Цель: Учить детей дифференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки и общую основу ехать, учить самостоятельно подбирать по смыслу нужный приставочный глагол. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ 

«Гласные и согласные звуки»

учитель-логопед Афанасьева Юлия Викторовна

Цели: закрепить умение различать гласные и согласные звуки.

Задачи:  Закрепление произношения гласных звуков.  Дифференциация гласных и согласных звуков.  Развитие фонематического слуха, чувства ритма.  Научить выделять гласный звук в середине односложных слов. Развивать графические умения и навыки.  Продолжать обучению звуко-буквенному анализу и синтезу.  Чтение слогов и слов.  Развивать память и внимание.  ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

18.01.2022г.

Учитель-логопед Петрова И.В. 

«День рождение Снеговика»

Цель: Создать условия для формирования у детей подготовительной группы знаний о снеге и «искусственном снеге», их свойствах посредством исследовательской деятельности. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ 

18.01.2022г.

Тема Звуки "Б -БЬ"

Учитель-логопед Афанасьева Ю.В.

Цель: учить детей выделять (на слух и произносительное) звук Б в начале слов. 

Задачи: Учить определять наличие (либо отсутствие) звука Б в словах, подбирать слова со звуком Б с наглядной опорой и без таковой (по памяти и с учетом рифмы). Учить различать твердый и мягкий звуки Б. Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память детей. Формирование графо-моторных навыков. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

17.01.2022г.

Автоматизация звука [Ш]  в  слогах и словах.

Подготовила учитель-логопед Петрова И.В.

Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.

Задачи: Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звука [Ш]. Учить чётко произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях. Развивать фонематическое восприятие. Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Совершенствовать навыки анализа и синтеза слов. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ